О том, как ему явился Христос в образе серафима и научил его терпеть

7/08/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 43.

Однажды, когда Слуга с огромным пылом обратился к Богу и просил, чтоб Он научил его терпеть, явился ему в духовном видении образ распятого Христа под видом серафима. Было у него шесть крыльев: двумя Он закрывал голову, двумя – стопы, а на двух парил*. На нижних виднелись слова: «Прими страдания добровольно», на средних: «Переноси страдания терпеливо», а на верхних: «Учись терпеть по примеру Христа».

О своем видении он рассказал одной благочестивой подруге, особе весьма набожной. Она сказала ему: «Будь уверен, что Бог готовит для тебя новые страдания, которые ты должен будешь перенести». Слуга спросил, какие. Она ответила ему: «Ты станешь настоятелем, для того, чтоб те, кто тебя не любит, могли легче тебя достать и больнее унизить. Поэтому следуй совету серафима и учись терпению». Слуга вздохнул и начал ждать новое, приближающееся испытание. Действительность подтвердила слова этой святой особы. Были то года большой дороговизны. Монастырю, в котором он тогда пребывал, не приносили ни хлеба, ни вина, так что они влезли в большие долги. Братья посоветовались друг с другом и решили на этот трудный период выбрать настоятелем Слугу, не обращая внимания на его нежелание и сопротивление. Ибо он очень хорошо понимал, что в связи с этим ждут его новые страдания.

Сразу же в первый день он велел звонить на капитул, и уговаривал братьев молиться к святому Доминику, который обещал своим братьям**, что когда они обратятся к нему в нужде, он придет им на помощь. Во время капитула двое сидящих рядом братьев начали перешептываться и подсмеиваться над ним. Один из них так над ним смеялся: «Смотри, какой этот приор глупый! Приказывает нам в нашей беде обращаться к Богу; думает, что Он разверзнет небо и пошлет нам еду и питье»! Второй добавил: «Не только он один глупый, мы все такие, ибо это мы выбрали его приором. Ведь мы давно уже знаем, что он понятия не имеет о земных делах, и только в небо смотрит». И так над ним издевались.

На второй день утром, Слуга распорядился отслужить торжественную мессу в честь святого Доминика и умолять его о помощи. Когда он стоял в хоре, погруженный в мыслях, пришел привратник и позвал его к некоему богатому канонику, его хорошему другу. А тот так ему сказал: «Дорогой отче, ты не слишком хорошо разбираешься в земных делах, а мне этой ночью Бог наказал, чтоб я вам помог от Его имени. Для начала я принес вам двадцать констанцких фунтов; уповайте только на Бога, Он вас не оставит». Слуга обрадовался, принял деньги и распорядился закупить вино и зерно. Как долго он был приором, Бог, как и святой Доминик, оказывали ему помощь, так что они всегда имели все необходимые для жизни средства, а кроме того Слуга смог расплатится со всеми долгами.

Когда тот каноник лежал на смертном одре, передал в завещании значительные пожертвования людям, на молитвы которых он уповал. Потом он послал за Слугой, который тогда еще был приором и пожертвовал ему значительную сумму гульденов, прося, чтоб он раздели их среди убогих друзей Бога. Слуга взялся за это неохотно, ибо опасался, что это принесет ему новые страдания. Так и получилось. В конце концов, он согласился, отправился в путь и согласно с обещанием раздал деньги там, где как надеялся, принесут они большую пользу для души умершего. Все это он делал с позволения настоятелей и имел хорошие рекомендации. Не смотря на это, принесло это ему огромные страдания.

У этого каноника был неблагодарный сын, который расточил все, что получил, и в своем нечестии влез в дела, которые привели его к большим потерям. Он захотел прибрать к рукам те деньги***, но когда это оказалось невозможным, объявил Слуге войну и поклялся убить его при следующей встрече. Делалось много попыток, чтоб предотвратить эту опасность, но безрезультатно; этот человек жаждал только его смерти. Несчастный Слуга долгое время жил в страхе и тоске, а в некоторые селения боялся даже заходить, боясь, чтобы этот негодяй его не убил. Часто он возносил очи к Богу и, воздыхая, говорил: «Ах, Боже, какой же жалкий конец хочешь Ты мне уготовать»! Его мука усугублялась еще тем, что немного ранее, по подобной причине, в другом месте был убит один достопочтенный брат. Бедный Слуга не имел никого, кто бы хотел и имел отвагу защитить его от страданий причиненных дерзостью этого наглеца. Поэтому он обратился в этом деле к всевышнему Господу, и Он освободил его от него, оборвав в полноте сил молодую жизнь того человека.

К этому страданию в то самое время прибавилась еще одна горечь. Каноник щедро одарил некую целую общину. Она, однако, посчитала, что получила слишком мало. Все предъявили претензии к Слуге и обвиняли его, что он не передал им всю надлежащую сумму. Поэтому преследовали его, обвиняя перед светскими и церковными инстанциями. Из-за своей надуманной кривды, они распространяли о нем сплетни по всей стране. Он должен был пред людьми испытывать унижение в деле, в котором в очах Божьих был невинен. Эта история на какое-то время притихала, но потом ее снова поднимали, и повторялось это на протяжении многих лет, так что беднягу полностью выставляли в ложном свете.

В это самое время, в видении явился ему тот умерший каноник, облаченный в прекрасную зеленую ризу, густо украшенную розами. Он сказал ему, что на том свете он счастлив и просил терпеливо переносить все получаемые обиды, ибо Бог жаждет за все это ему щедро воздать. Слуга спросил, что означает его прекрасная риза. Тот ответил: «Красные розы на зеленом фоне, это твои терпеливо переносимые страдания, которыми ты меня облек. Бог даст тебе в вечности такую же ризу».

* Первым, кому явился распятый Христос в образе серафима с шестью крыльями, был св. Франциск Ассизский; во время этого видения на горе Алвернии он получил стигмы. Символ шести крыльев происходит из видения пророка Исаии 6,2.

** Когда на смертном одре прощался с ними.

*** Которые его отец оставил Сузо.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий