Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 44.
В самом начале своего пути* Слуга задумывался над тем, каким образом следуя жажде своего сердца, он мог бы снискать особенное расположение в очах всемилостивого Бога – однако так, чтоб избежать страданий и мучений. Пришлось ему тогда читать проповеди где-то в околице. Когда он взошел на судно, курсирующее по Боденскому озеру, он увидел сидящего дородного пажа в придворном наряде. Он подошел к нему и спросил, кто он. «Искатель приключений» - ответил тот. «Собираю господ на рыцарские турниры; они ломают на поединках копья и служат прекрасным дамам, а того, кто окажется наилучшим, ждет почет и награда». Слуга спросил: «Что же это за награда?» «Прекраснейшая из присутствующих дам надевает на его палец золотой перстень». Слуга спрашивал дальше: «Скажи мне, милейший, что нужно совершить, чтоб добыть почет и перстень?» Он ответил: «Тот, кто получает больше всего ударов и выдерживает множественные атаки, и не сдается, а ведет себя мужественно и отважно, кто тверд отражая удары, тот получает награду». Слуга спрашивал дальше: «Ах, скажи мне, разве не достаточно показать мужество в первой атаке?» Тот ответил ему: «Нет, он должен сражаться весь турнир, даже если получит удары настолько сильные, что искры сыплются из глаз, а из носа и рта течет кровь; все это должен выдержать, если хочет получить награду». Он снова спросил: «Дорогой друг, когда падут на него столь страшные удары, можно ли ему расплакаться или показать уныние?» - «Нет! Даже если бы в нем сердце замерло от страха, как это бывает со многими. Нельзя ему показать, что он плохо себя чувствует, должен быть веселым и дерзким. В противном случае он станет посмешищем, потеряет честь и перстень». Слугу эти слова заставили задуматься, он вздохнул из глубины сердца и сказал: «Ах, благородный господин, если рыцари этого мира должны столько переносить ради столь малой награды, которая сама по себе – ничто, как же верно, о Боже, то, что ради вечной награды следует переносить намного большие испытания! Ах, Господи нежнейший, если бы я был достоин стать Твоим духовным рыцарем! О, прекрасная возлюбленная Вековечная Премудрость, богатство Твоих милостей не имеет равного себе в мире! Если бы моя душа могла получить из Твоих рук перстень, я бы выдержал ради него все, что захочешь»! И такой переполнил его пыл, что он не мог удержаться от плача.
Когда он добрался до городка, в котором должен был потрудиться, Бог ниспослал ему столь многие, тяжкие и видимые страдания, что бедняга почти в Нем усомнился, а от сочувствия к Слуге во многих очах блеснула слеза. Позабыл он тогда обо всем своем рыцарстве, которым хвалился, не помнил также о клятвах, которые приносил Богу, когда мечтал о жизни рыцаря. Был грустный и обиженный на Него – что же Он от него хочет, если посылает ему столько страданий?! На следующее утро, когда в душе его воцарилось спокойствие, а чувства перестали служить, он услышал внутренний голос: «Куда же это подевался благородный рыцарский дух? Что же это за соломенный рыцарь, тряпочная кукла? Большое бахвальство в благополучии, а в страданиях сомнения – не так добывается вожделенный перстень»! Слуга ответил: «К сожалению, Господи, турниры, в которых ради Тебя нужно сражаться, длятся слишком долго»! На это такой он услышал ответ: «Но ведь и награда, честь и рыцарский перстень, которым Я награждаю, не кончаются, но пребывают во веки». Слуга чувствовал себя побежденным и так ответил: «Господи, я ошибался. Позволь мне только плакать в моем страдании, ибо сердце мое переполнено». Ответил: «Несчастный! Хочешь плакать, как женщина? Покрываешь себя позором пред небесным двором! Утри слезы, сделай радостным лицо, чтоб ни Бог, ни человек не узнали, что ты от боли расплакался». Слуга, хотя слезы еще текли по его щекам, улыбнулся и присягнул Богу, что уже никогда не будет плакать, ибо жаждет получить от Него духовный перстень**.
Когда однажды Слуга с большим пылом проповедовал в Кёльне, среди слушателей сидела одна начинающая особа, которая только что обратилась к Богу и очень страдала. Вглядываясь в него внимательно, она заметила своим внутренним взором, что его лицо стало превращаться в чудесный свет. Он был втрое ярче солнца, и при этом столь чистым, что она могла видеть в нем себя. Это видение принесло ей огромное утешение в страдании и укрепило ее в святой жизни.
* Вскоре после своего обращения, описанного в Прологе этой книги, когда он начал вести очень суровый образ жизни.
** Весь этот рассказ дополняет иногда слишком однобоко представляемый агиографами духовный образ Блаженного, которого изображают как миннезингера, то есть трубадура Вековечной Премудрости. Благодаря своим необычайно суровым умерщвлениям и терпеливо переносимым тяжким испытаниям, он стал мужественным рыцарем этой Премудрости. Его мистические переживания, описанное здесь как дар перстня, полученного от Христа, это награда за одну бесконечную полосу сражений, какою была его жизнь, за неустанное христианское мужество и стойкость с которыми он стремился к высшим ступеням Gelassenheit, т.е. к полному отказу от собственной воли и подчинению Богу.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий