Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть III. Легенда об Иордане Саксонском, Глава XI.
По обыкновению он избирал для проповеди города, где были университеты и научные школы, особенно изобиловавшие студентами; поэтому в Великий Пост он обычно проповедовал поочередно: один год в Париже, другой в Болонье. Монастырь, где останавливался Магистр, во время его пребывания напоминал улей, такое множество народу толпилось в дверях и изливалось из ворот наружу, спеша по вступлении в Орден присоединиться к той или иной его провинции. Обычно Магистр имел при себе запас сшитых заранее облачений, будучи уверен, что Господь не замедлит послать ему, на кого их надеть; и верно – его проповедь всегда приносила подобные плоды. Более того, порою множества облачений, приготовленных загодя, оказывалось недостаточно – так быстро они расходились. В памятный день в Париже, когда Магистр принимал в Орден сразу двадцать одного студента, все до единого присутствовавшие проливали обильные слезы: с одной стороны, братья рыдали от радости, с другой – их близкие оплакивали потерю друзей. Многие из принятых тогда школяров впоследствии стали профессорами-богословами в разных краях. Среди них был и молодой немец, которому по причине его юности Магистр неоднократно отказывал в облачении, но когда тот решил схитрить и затеряться принятия ради среди прочих двадцати – тут уж ему было трудно отказать. Там собралась толпа более чем в тысячу студентов, и Магистр лишь шепнул, подшучивая над хитрецом и улыбаясь ему: «Ну-ну, один из вас пытается пробраться в Орден тайком, подобно вору». Однако же вестиарий* заготовил только двадцать облачений и не мог выйти за двадцать первым, ведь зал капитула был переполнен; так что братьям пришлось поделиться с новичком частями своих собственных облачений – один отдал пелерину, другой – плащ, третий – скапулир. Впоследствии этот молодой человек так возрос в учености, что стал профессором и знаменитым проповедником. Святому Магистру пришлось даже расстаться с частью своих книг, чтобы расплатиться с долгами студентов, вступающих в Орден.
В праздничный день, принимая в Орден молодого студента, Магистр обратился к нему, как положено по обряду, когда тот стоял посреди зала капитула, после чего продолжил речь, обращаясь уже к собравшейся толпе гостей: «Если бы кого-то из вас пригласили на великий пир, и он отправился туда в одиночку, неужели вы думаете, что остальные остались бы безразличны, не желая пойти с ним вместе? Это было бы весьма удивительно!» Слова его произвели такое впечатление на стоявшего поодаль юношу, доселе никогда не имевшего намерения стать монашествующим и даже не помышлявшего об этом, что он повергся на колени перед всем собранием и вскричал: «Магистр, во имя Господа нашего Иисуса Христа я пойду с ним вместе по твоему слову!» После чего юноша был немедленно принят в Орден вместе со своим другом.
* Ризничий, ответственный за облачения. Я не пишу здесь слова «ризничий» во избежание путаницы с sacristanus – ризничим, ответственным за сакристию (ризницу), за священные сосуды и другие, необходимые для совершения литургии сакраментальные предметы.
Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.
Отправить комментарий