Из трактата «Об обособленности» (Von Abgeschiedenheit), Мастера Экхарта. 14-15.
Спрошу еще: какова молитва обособленного сердца? И отвечу следующим образом: Обособленная чистота молиться не может, ибо кто молится, тот чего-либо от Бога жаждет – чтоб ему что-нибудь дал, или избавил его от чего-нибудь. А обособленное сердце ничего не жаждет, и ничего у него нет, от чего хотел бы избавиться. Поэтому-то не исходит из него никакая молитва; единственная его молитва – полное уподобление Богу. К этому сводится вся его молитва. Можем тут привести высказывание св. Дионисия, в котором он объясняет слова св. Павла (сравн. 1Кор 9,24): «Много тех, кто бежит за наградой; но один только ее получает» - все силы души бегут за венцом, а получает его только ее сущность. Так вот Дионисий говорит: Этот бег – это обращение от творений и соединение с несотворенностью*. А когда душа уже достигнет этого предела, тогда утрачивает свое имя, а Бог притягивает ее к себе, так что сама в себе становится ничем. Подобным образом солнце притягивает к себе раннюю зарю, так что она бесследно исчезает. Человека может привести к этому только чистая обособленность. Можно тут также привести слова св. Августина. Он говорит: «Душа имеет тайный вход, ведущий в Божественную природу, где все перестает для нее существовать»**. На земле таким входом не может быть ни что иное, как чистая обособленность. Когда она достигнет вершины, тогда станет непознающим познанием, нелюбящей любовью и темным светом***. Можем тут привести слова некоего учителя. Он говорит: Убогие духом это те, которые все Богу отдали, таким способом, как Он имел их, тогда когда нас еще не было. Что-либо подобное может сделать только чистое, обособленное сердце. А то, что в обособленном сердце Бог охотней пребывает, чем в каком-либо ином, доведу следующим образом:
Если ты у меня спросишь: «Что Бог ищет во всем?» отвечу тебе словами Книги Премудрости. Бог в ней говорит: «между всеми ищу успокоения» (Сир 24,7). Успокоение же нигде не является таким полным, как в обособленном сердце. Поэтому Бог пребывает в нем охотней, чем в остальных добродетелях и в чем бы то ни было.
* См. Псевдо-Дионисий, De Div. Nom., 4,9; 13,3. «Несотворенность» - атрибут Бога.
** У св. Августина не найдено такого изречения.
*** Wie die Abgeschiedenheit zum Höchsten gelangt, so wird sie von Erkennen erkenntnislos und von Liebe liebelos und von Licht finster.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий