Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть I, Основание Ордена Проповедников, глава III.
Когда Братья Проповедники только что получили во владение церковь святого Николая в Болонье, некий клирик, человек ученый, но слишком мирской, обратился благодаря видению: будто бы он оказался в поле, и приближалась ужасная буря. Спасаясь от урагана, он бросился к дому на краю поля – но обнаружил, что дверь заперта. Клирик принялся стучать и звать, но хозяйка дома откликнулась изнутри, не открывая: «Я – праведность; ты же не праведен и посему не войдешь в мое жилище». В печали он отошел и стал искать приюта в соседнем доме, но оттуда пришел ответ: «Я – истина, но я не приму тебя, ведь истина не может дать приют не дорожащему ею».
Рождество, Фра Анджелико
В ужасе клирик бросился к третьему дому – и услышал: «Здесь живу я, мир; но мир – удел не злодеев, а людей доброй воли. Однако же помыслы мои о мире, не о страдании, и я дам тебе совет. В соседнем моему доме живет наша сестра, которая всегда помогает в нужде; ступай к ней и следуй ее советам». Несчастный поспешил к сказанному дому, и его хозяйка, Милость, вышла встретить гостя со словами: «Если хочешь спастись от надвигающейся бури, ступай в храм Святого Николая, где теперь обитают Братья Проповедники; там найдешь стойло учения, а в нем – ясли Писания, осла простоты и вола благоразумия, Марию просвещающую, Иосифа направляющего и Младенца Христа, спасающего тебя». Придя в себя и обдумав услышанное, клирик поступил согласно совету. Эту историю он публично рассказал на курсах магистра Александра, мужа прямого и благочестивого, который впоследствии изложил ее в своей парафразе псалма – «Милость и Истина встретились» (Пс 85 (84):11). Магистр сей много лет преподавал богословие в Болонье, а после стал епископом у себя на родине, в Англии.
Следующее событие описано со слов брата Ральфа, мужа, достойного всяческого доверия, прежде бывшего ректором церкви Святого Николая в Болонье, от каковой должности он отказался из любви к Ордену, приняв облачение Ордена Проповедников*.
Прежде чем наши братья пришли в Болонью, благочестивая женщина из этого города, не чтимая людьми, но возлюбленная Господом, часто молилась, преклонив колени на винограднике на том месте, где сейчас стоит монастырь братьев. Когда горожане насмехались над этим ее обыкновением, называя ее сумасшедшей, женщина обращалась к ним со словами: «Народ несчастный и неразумный, если бы вы знали, что за люди поселятся здесь однажды, и каковы будут их дела, вы бы так не говорили! Ведь те, кому суждено жить на этом самом месте, просветят целый мир». Отсюда мы можем вывести, что Святой Дух открыл доброй женщине грядущие достоинства нашего Ордена.
Брат Иоанн Болонский** утверждает, что прежде, чем братья поселились там, хозяева виноградника часто видели прекрасное сияние над местом, где сейчас живут братья.
Брат Клар из Болоньи*** рассказывает, как в детстве однажды проходил с отцом там, где стоит теперь монастырь, и отец сказал ему: «Сын мой, здесь часто слышно пение ангелов; должно быть, это предвещает нечто великое». Мальчик усомнился: «Может быть, сюда просто доносятся голоса менестрелей или пение монахов из Святого Прокла, ведь монастырь недалеко отсюда?» «Что ты, дитя, - ответил отец, - кто угодно различит голоса людские и ангельские». Брат Клар навсегда сохранил в памяти эти слова.
Прежде Страсбургский монастырь стоял в весьма неподходящем месте – на болоте за городскими стенами; и переместить его туда, где он находится сейчас, казалось безнадежной затеей – к тому имелось много крупных препятствий****. Однако Господь послал нескольким благочестивым людям знамения, показывая, что может сотворить Его могучая десница ради утешения кротких. Одна набожная женщина видела, будто бы место, где ныне обитают братья, но тогда для них недоступное, полно паломников. Другой явилось видение, что вся та земля сплошь покрыта живыми лилиями, которые, распустившись, превратились в Братьев Проповедников; и братья, подняв глаза к небу, радостными голосами воспели хвалу своему Создателю. Третья свидетельница, по имени Верудадас, вдова городского судьи и женщина редчайшей праведности и честности, будучи на пороге смерти, предсказала три события, которые и впрямь вскорости случились. Одним из трех и было переселение Проповедников на лучшее место во всем городе.
Богатая и влиятельная вдова, к несчастью, принадлежавшая к еретикам, проживала неподалеку от Комо, что в Ломбардии. Ей явились бесчисленные звезды, проливавшиеся дождем на храм св. Иоанна Крестителя, который стоял на холме над городом. Это зрелище так поразило вдову, что служанки не могли уговорить ее уйти с террасы спать. С утра вернулся один из слуг, посланный в город, и женщина стала расспрашивать его, нет ли в Комо каких-либо странных новых слухов. «Я не слышал новостей, - отвечал тот, - кроме одной: церковь Иоанна Крестителя, которая стоит вон на том холме, только что передали неким Братьям Проповедникам». Вдова изумилась и пришла к заключению, что таково и есть объяснение звездного дождя, виденного ею прошлой ночью. Впоследствии она обратилась к вере, и ее исповедник подтверждает все здесь изложенное.
И другая дама, также еретичка, имела схожее видение: будто на месте, где сейчас находится монастырь братьев, стоят два больших кувшина: один полон медом, а другой – вином. Потом явились некие пришлецы и смешали мед с вином, вылив вино прямо в мед, и этим напитком стали угощать людей; те же, кто его отведал, становились так счастливы, что прыгали и скакали, вне себя от радости. Это чудо послужило причиной обращения еретички в католическую веру: она догадалась, что податели вина с медом и есть братья, смешивающие в проповеди божественную сладость с благой человеческой премудростью, черпая их из двух сосудов - Ветхого и Нового Заветов; люди же от этого питья спешат покаяться и стремятся к радости Царствия.
Дама, известная благочестием, видела во сне источник прозрачной воды, бьющий в том самом месте, где в городе Комо ныне стоит наш монастырь, и щедро орошающий окрестности, так что множество народа сходилось пить из него. Вскоре там поселились наши братья, и сейчас к ним стекается всякий люд; многие из благочестия даже зимой приходят к ним на мессу и проповеди босиком.
Проживавший в Бургосе уроженец Монпелье, лежа на смертном одре, увидел, что по его саду, расположенному за городом, идет процессия облаченных в белое мужей; и зрелище было такое прекрасное, что умирающий принялся звать друзей: «Смотрите, у меня в саду собрались святые люди! Ни за что не гоните их, они идут нам помочь, а не навредить!» После его смерти друзья, слышавшие эти слова, пересказали их братьям, когда те явились и искали поселиться на том самом месте.
До того, как был основан монастырь в Лиссабоне*****, в обычае братьев было проповедовать в том месте, которое он сейчас занимает. Незадолго до основания обители нескольким набожным женщинам, проживавшим по соседству, возле храма Девы Марии, было прекрасное видение. Когда они вместе сидели за вязанием ночью при лунном свете, что в обычае тех краев в летнее время, внезапно небеса словно бы отверзлись, и сияющая лестница из золота и серебра спустилась к большой смоковнице (под которой я и сам****** часто проповедовал до того, как был построен наш монастырь). Один конец лестницы оставался на небесах, другой касался дерева, и женщины увидели, что по ней спускаются трое мужей в прекрасных облачениях; первый, судя по одежде, был субдиаконом и нес распятие; вторым шел диакон с кадилом, а третьим – священник. Спустившись на землю, они с каждением обошли вокруг места, где вскорости был построен клуатр нынешнего монастыря, и снова вернулись на лестницу, поднялись по ней на небеса и втянули ее за собою. На протяжении всего сего странного явления женщины непрестанно благодарили Господа, преклонив колени. Потом они явились рассказать об увиденном нашим братьям, но я признаю, что сам долго не верил их словам, пока они не привели с собой вдову на редкость святой жизни, которая также была очевидицей чуда и подробно описала его. По прошествии времени я получил назначение приора и распорядился с согласия как провинциального, так и Генерального капитулов построить там монастырь, в котором теперь наши братья денно и нощно служат Господу.
Горожанин из Лиможа******* уверял меня, что дважды видел во сне великолепную процессию людей в белом, проходящую вкруг места, где впоследствии наши братья построили монастырь. Кроме того, он раскрыл эту тайну ближайшему другу, который потом вступил в наш Орден и стал священником; он также говорил мне, что друг часто рассказывал при нем о своем видении.
* Он принял облачение в 1219, в Болонье, при брате Реджинальде; в 1235 г. мы застаем его в Витербо. (Quetif, 1256).
** Ум. 1235 г.
*** Принят в 1219 блаж. Реджинальдом; был первым, кто, будучи сам в Ордене, преподавал братьям богословие.
**** Монастырь переехал в 1252 г. Mon. Germ. Hist., xvii, стр. 101-2.
***** Заложен в 1241 г. (Analecta 123).
****** То есть брат Жерар де Фрашет.
******* Монастырь в Лиможе основан в 1219 (Analecta 268).
Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.
Отправить комментарий