Печаль сменится в радость

12/22/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,18-20

А вот и следующее утешение: наверняка каждый согласился бы на год отказаться от одного глаза или даже от обоих, если бы мог этим спасти своего друга от смерти и видеть его живым, а потом снова вернуть себе глаз. И если бы кто-либо согласился на год остаться без глаза, для того чтоб спасти кого-то от смерти, кто и так через несколько лет должен умереть, насколько же правильнее и с большею готовностью должен такой человек отречься от тех десяти, двадцати или тридцати лет, которые остается ему прожить, для того, чтоб обеспечить себе вечное счастье и видеть Бога во веки в Его Божественном свете, а в Нем – себя самого и все творения.

Еще одно утешение: Благому, как рожденному единственно из блага и являющемуся его отражением, все что сотворено, всяческое «то и это» кажется несносным, горьким и вредным. Отсюда утрата этого означает исчезновение, и избавление от боли, страдания и ущерба. А утрата страдания это, поверьте мне, истинное утешение. Поэтому пусть человек не нарекает ни на какую утрату. Пусть не жалуется на то, что не знает утешения и что оно не в состоянии его утешить – подобно как для больного не вкусно сладкое вино. Пусть сожалеет о том, что как я выше написал, он еще не полностью освободился от формы творения и во всем своем бытии не приобрел еще облик блага*.

Пусть страждущий помнит о том, что Бог говорит правду, а когда делает какое-либо обещание, присягает на самого себя как на Истину. Если бы Он отрекся от своих слов, от своей Истины, отрекся бы от своего Божества и перестал бы быть Богом, ибо Он является своим словом и своей истиной. Так вот, Его слово говорит, что наша печаль должна смениться радостью (Иер 31,13). Если бы знал со всею уверенностью, что все мои камни должны превратиться в золото, тогда без сомнения, чем многочисленнее и крупнее бы они были, тем больше я бы радовался. Да, я просил бы их для себя, и по мере возможности приобретал бы их побольше и покрупнее, а чем больше бы их было, чем крупнее, тем бы они были для меня милее. Таким образом, человек без сомнения обрел бы немалое утешение в своих страданиях.

* …das ser der Kreaturen nicht ganz entbildet und nicht mit seinem ganzen Sein der Gutheit eingebildet ist. См. комментарий *** к главе «Рождение от Бога».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение


No Comment

Отправить комментарий