Рождение от Бога

8/17/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. I,1,3-5

Все что я сказал о благом и благе, относится также к истинному и истине, праведному и праведности, премудрому и премудрости, Сыну Божьему и Богу Отцу, ко всему, что родилось от Отца и не имеет отца на земле, также всему, в чем не рождается ничто сотворенное, ничто не-Божье, в чем нет никакого образа кроме самого чистого Бога. Святой Иоанн так говорит в Евангелии: «всем тем, которые родились ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, дал власть и силу быть чадами Божиими» (Ин 1,12-13)*.

Под словом «кровь» понимает он все, что в человеке не поддается его воле. Под «хотением плоти» - все, что хотя и поддано его воле, но неохотно и с противлением, что податно на вожделение плоти, что не находится в одной только душе, но принадлежит одновременно и ей и телу, вследствие чего эти силы души легко изнуряются, слабеют и стареют**. Под «хотением мужа» св. Иоанн понимает наивысшие силы души, те которые природа и действие не смешивает с телом, которые пребывают в чистоте души и являются отделенными от времени и пространства и от всего, что с ними связано и имеет их вкус, которые с ничем не имеют ничего общего, в которых человек, созданный по образу Божьему, из Его происходит колена и рода. Но поскольку не являются самим Богом, поскольку были сотворены в душе и вместе с нею, поэтому должны потерять собственную форму, в самом Боге приобрести новую и родиться в Нем и из Него для того, чтобы Он сам был их Отцом***; ибо тогда также они являются Сынами Божьими и Единородным Сыном Божьим. Ибо я являюсь сыном всего того, что меня формирует и рождает от себя и в себе, по своему подобию. На сколько такой человек, Сын Божий, благ как сын блага, справедлив как сын справедливости, и только ее является сыном, настолько она является нерожденной-рождающей, а ее рожденный сын имеет то самое бытие, что и она и вступает во владение всем тем, что присуще справедливости и истине****.

Из всего этого учения, заключенного в Евангелии и ясным образом познаваемого в природном свете разумной души, человек черпает истинное утешение в любом страдании.

* То, каким образом исполнится эта тайна, Экхарт более пространно изъясняет во второй части, где описывает внутренние действия человека.

** Как следует из контекста, автор имеет в виду низшие силы души, в самом действии тесно связанные с телом, а именно чувственные силы, прежде всего. Под «высшими силами» Экхарт понимает, как и св. Августин, память, разум и волю в которых следует видеть образ Святой Троицы.

*** …so müssen sie iher selbst entbildet und in Gott allein überbildet und in Gott und aus Gott geboren warden, auf dass Gott alien ihr Vater sei. В трех следующих предложениях этого абзаца появляется целых четыре раза, в разных словосложениях термин bilden (nach Gott gebildet, entbildet, überbildet, als gleich bildet), значением которого является «творить» или «придавать форму» (понимаемою в схоластическом смысле). В двух его производных: entbilden (лишать формы) и überbilden (переформировывать, придавать новую форму) Экхарт заключил все содержание понятия обособленности (Abgeschiedenheit) – негативное, аскетическое, т.е. освобождение от творений (entbilden) и позитивное, т.е. обожествление человека посредством придания ему новой формы (образа) – Божьей (überbilden, и чуть далее - als gleich bilden). В аскетической программе на первый план выдвигается человек, а в придании новой формы – преображающая Божья благодать.

**** Содержание этого абзаца, изложенного в четырех пунктах, было оспорено на кельнском процессе. Цензорам архиепископа показалось, что Экхарт не достаточно ясно разделил границы между Богом и человеком. В ответ он пробовал изъяснить понятие аналогии, которым тут все время пользуется, особенно обращая внимание на слово inquantum (насколько, как), а также на тот факт, что единство двоих сущностей в процессе (рождать и рождаться) не вызывает их отличия. Подчеркнул также пастырскую цель всей этой работы, а именно – утешение читателя.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий