Праведность и праведный

8/27/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. I,1,6

Св. Августин говорит: для Бога ничто не далеко и не долго. Если хочешь, чтоб также и для тебя ничто не было далеким и долгим, прильни к Богу, ибо у Него тысяча лет как один день, тот который ныне*. Также говорю и я: В Боге нет уныния, боли и забот. Если жаждешь освободиться от всяческих забот и страданий, обратись чистым сердцем к Нему и Его одного держись. Все страдания рождаются, несомненно, от того, что ты не обращен только лишь к Богу. Если бы ты родился от одной только праведности и имел исключительно ее форму, тогда ничто не могло бы причинить тебе боль, также как праведность не может причинять боль Богу.

Соломон говорит: «Не огорчит праведного никакое зло» (Притч 12,21). Не говорит «праведного человека» или «праведного ангела», ни того ни другого, но лишь «праведного»**. То, что каким бы то ни было образом составляет собственность праведного, а в особенности то благодаря чему принадлежит ему праведность и он сам является праведным, все это является сыном, имеет отца на земле, является творением и было сотворено и соделано, ибо его отцом является творенье – соделанное или сотворенное. Само же чистое «праведное» не имеет отца соделанного или сотворенного, Бог и праведность составляют идеальное одно, а она является его (т.е. этого праведного) единственным отцом. И поэтому боль и волнение не имеют доступа к праведному так же точно, как не имеют доступа к Богу. Праведность не может причинить ему наименьшей боли, ибо в ней нет ничего кроме радости, веселья и наслаждения. Кроме того, если бы праведность причиняла боль праведному, причиняла бы ее также самой себе. Ничто неравное и неправедное, ничто соделанное и сотворенное не в состоянии причинить боль праведному, ибо все что сотворено, находится под ним, также глубоко как под Богом; не действует на него и не производит никакого влияния и не порождает ничего в том, у кого отец – один только Бог. Поэтому пусть человек со всяческим рвением освобождается от самого себя и всех творений, и одного лишь Бога пусть имеет отцом***. И тогда ничто не причинит ему боль и не огорчит: ни Бог, ни творение, ни несотворенное, ни то, что было сотворено; все его бытие, жизнь, познание и любовь будут от Бога и в Боге, будут самым Богом.

* Проповедь 1,3

** «Праведный» (Справедливый) – одно из центральных понятий в учении Экхарта о человеке обособленном и его отношении с Богом. В Проповеди 6 он утверждает: «кто поймет учение о праведности и праведном, поймет все, о чем я говорю. Эта тема часто появляется как в латинских, так и в немецких работах Экхарта. Подобным образом, как и благо, также праведность выступает здесь не как одна из нравственных добродетелей, но как т.н. «чистое совершенство». При помощи модели «праведность – праведный» Экхарт представляет как отношение Отца к Сыну в Святой Троице так и отношение человека обособленного к его Божественному прообразу.

*** Derum soll der Mensch sich sehr befleissigen, dass es sich selbst und aller Kreaturen entbilde und keinen Vater kenne als Gott allein. Все предыдущее теоретическое рассуждение, со ссылками на метафизически предпосылки, должны обосновать наступающий теперь, и повторяемый еще раз в конце первой части, практический вывод. Если только в Боге человек может обрести истинное утешение, пусть внимательно освобождается от форм (entbilde) творений и самого себя, и приготавливает в себе место для Бога.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий