Пустота

1/17/2013, One Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,21-24

Скажу еще кое-что подобное. Ни одна ёмкость не может содержать в себе два разных напитка. Если я хочу наполнить ее вином, должен вылить воду, чтоб она была пустой и порожней. Подобно, если ты хочешь исполниться Божьей радостью и Богом, должен обязательно удалить из себя тварное. Св. Августин говорит: «Вылей, чтоб тебя наполнило. Научись не любить, чтоб научился любить. Отвернись, для того чтоб обратиться»*. Короче говоря: для того чтоб что-либо могло принять и наполнится, должно опорожниться. Учителя говорят: если бы в глазе в момент смотрения находилась какая-либо краска, тогда глаз не мог бы видеть ни той, которая в нем находится, ни какой бы то ни было другой; видит он все краски только потому, что является пустым. Стена имеет какой-то цвет, поэтому не познает ни свой цвет, ни какой-либо еще, и никакой цвет ее не радует: золото или лазурь радуют ее своим цветом также мало как уголь. Глаз же полностью бесцветен, и, не смотря на это, заключает все цвета в самом настоящем значении этого слова, поскольку познает их с наслаждением, радостью и удовольствием. А чем более совершенными являются силы души, тем совершеннее и полнее воспринимают свой предмет, тем больше получают, тем большее получают удовольствие и составляют все более тесное единство со своим предметом – настолько тесное, что наивысшая сила души**, та, которая свободна от всего и ни с чем не имеет ничего общего, принимает самого Бога, во всем величии и полноте Его бытия. Учителя же доказывают, что с этим соединением, потоком и наслаждением не сможет сравниться никакая иная радость и наслаждение. Поэтому Христос произнес эти важные слова: «Блаженны убогие духом» (Мф 5,3). Убогий это тот, кто не имеет ничего. «Убогий духом» значит: так как убогим цветами и свободным от них является глаз, так убогий духом открыт на принятие каждого духа, также наивысшего из них – Бога. Плоды духа это любовь, радость и мир. Пустота, убожество, недостаток всего и пустота преображают природу: благодаря пустоте поднимается вода, также происходят другие необычайные вещи, о которых сейчас не буду говорить.

Поэтому если ты хочешь искать и познать в Боге полнее радость и утешение, смотри, чтоб ты был свободен от всяческих творений и истекающего от них утешения. Будь уверен, что пока ты получаешь ее от них или можешь получать, никогда не познаешь истинное утешение. Но когда уже ничто кроме Бога не может тебя утешить, будь уверен, что утешение приносит тебе Он, а вместе с Ним и в Нем – все, что является наслаждением. Если тебе приносит утешение что-либо, что не является Богом, тогда нет его у тебя ни здесь, ни там. Если же творение не приносит тебе утешение и не нравится тебе, тогда обретаешь его и тут и там.

Если бы кто-либо сумел опорожнить чашу полностью и не допустить, чтобы что-либо, даже воздух наполнил ее, тогда наверняка он потерял бы и познал свою собственную природу, а пустота вознесла бы его ввысь, до самых небес. Точно так возносит душу к Богу полная свобода от творений, их недостаток и отсутствие. Ввысь возносит также подобие и тепло. В Божестве подобие приписываем Сыну, а тепло и любовь Святому Духу. Во всем, а в особенности и на первом месте – в Божественной природе, подобие появляется в рождении Единого. Подобие же происходящее от Единого является в Нем и вместе с Ним началом и источником горячей, пламенной Любви. Единый – это Начало без начала. Подобие – Начало происходящее только от Единого, от Него также и в Нем получает то, что существует и является Началом. Любовь, силою самой своей природы, исходит и истекает из Двоих как одной Причины. Одно как таковое не является источником Любви, Двое – как Двое – также нет. Только Двое как Одно составляют необходимый источник Любви натуральной, непреодолимой, пламенной.

Соломон говорит, что все воды, это значит все творения, истекают и возвращаются к своему источнику (Экк 1,3). Поэтому должно быть правдивым то, что я сказал: Подобие и пламенная Любовь восхищают душу ввысь и ведут её к Первоисточнику, к Единому, к тому, кто является Отцом всего в небе и на земле (ср. Эф 4,6). Поэтому утверждаю, что рожденное Единым Подобие ведет душу к Богу как тайному единству – ибо это означает «Единый». Можем это проиллюстрировать при помощи удачного сравнения. Когда материальный огонь зажжет дерево, тогда искра получает природу огня и уподобляется чистому огню находящемуся непосредственно под небом. Она тот час забывает и оставляет отца и мать, брата и сестру на земле и стремится к своему небесному отцу. Земным отцом искры является огонь, матерью – дерево, ее братьями и сестрами – другие искры. Первая искорка не ждет их, но быстро поднимается к своему истинному отцу, который на небе. Ибо тот, кто знает истину, тот ведь знает, что огонь как таковой не является истинным, настоящим отцом искры. Этим отцом, как искры, так и всего иного, что имеет природу огня, является небо. Обратить здесь нужно также пристальное внимание, что эта искорка оставляет на земле не только отца, мать, брата и сестру; она оставляет и забывает также саму себя, ибо любовь несет её к её истинному отцу, к небу. В этом беге она уничтожает саму себя, ибо в холодном воздухе она должна угаснуть. Любой ценой она жаждет провозгласить свою природную любовь к своему истинному небесному отцу.

* Enarrationes in Psalmos, 30, Sermo 3,11.

** В других местах Экхарт называет эту «наивысшую силу» также «чем-то в душе», или считает чем-то «безымянным», что не является силой, это - «глубина души» или «искорка».

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

One Comment

Michael de`OZ @ 24 января 2013 г. в 16:57

Да так вот: если опустошить ёмксоть, то стоит ли её потом наполнять?
Ведь согласно аллегории о глазе он потому видит все цвета, что собственного цвета не имеет.
Так и путь мудрости заключается в том, что бы пропускать всё сквозь себя подобно глазу, оставаясь пустым.

Отправить комментарий