Уподобление

2/11/2013, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. II,25-29

Когда я ранее говорил о пустоте и обнажении, сказал, что чем душа более чиста, убога и обнажена, чем меньше в ней тварнего, чем она свободнее от всего, что не является Божиим, тем более чисто она воспринимает Бога, тем глубже в Нем познает, с Ним образует тесное единство, в Него всматривается, а Он в нее, лицом к лицу, как бы – говря словами св. Павла – преображаемся в Образе (2Кор 3,18; Рим 8,29). То же самое скажу сейчас о Подобии и Огне Любви. Ибо чем больше что-либо уподобляется другому, тем более это нечто к тому движет, и это движение становится быстрее и большим его наполняет счастьем и удовольствием. А чем дальше это нечто отойдет от самого себя и от всего того, что не является тем, к чему движется, тем более неподобной становится самому себе и всему тому, что не является тем, и в той же мере и неустанно уподобляется тому, к чему движется. А поскольку Подобие истекает из Единого, также Его силою привлекает и притягивает; поэтому ни то, что притягивает, ни то, что притягивается, не может ни успокоиться, ни удовлетвориться, пока не станут единым. Именно в этом смысле следует понимать слова Господа из пророчества Исаи: Не достаточно для меня даже наивысшее подобие, не удовлетворит меня никакой мир любви, пока я сам не явлюсь в Сыне, не вспыхну и не возгорюсь в любви Духа Святого (ср. Ис 62,1). Христос просил также своего Отца о том, чтобы мы с Ним и в Нем не только соединились, но стали единым (Ин 17,20). Также во внешним мире, в природе, находим красноречивый образ и наводящее свидетельство, подтверждающее эти слова и эту истину. А именно, когда огонь начинает присущее ему действие и возжигает дерево, тогда делает его хрупким и ему самому неподобным, лишает его нормальной его натуры: холодности, тяжести и влажности, все более уподобляя его себе самому. Но ни огонь, ни дерево не успокоятся, не утешатся и не обретут удовлетворение, даже при наибольшем разогреве и уподоблении, пока огонь не родит самого себя в дереве и не передаст ему свою собственную натуру и бытие, так, что всё будет одним только огнем, обеим сторонам одинаково присущим, без малейшей разницы, без более или менее. Поэтому до наступления этого момента, между огнём и деревом не прекращаются дым, раздор, треск, труд и борьба. Но когда исчезнет всякая разница, тогда утихает огонь, смолкает также и дерево. Скажу еще больше, согласно с истиной: скрытая в природе сила тайно ненавидит подобие в той мере, в какой оно заключает в себе разницу и двойственность, но ищет в нем единство, которое подобие имеет в себе и которое в нем эта сила любит ради него самого. Так точно уста ищут в вине вкус, то есть сладость. Если бы вода имела вкус вина, тогда уста не предпочитали бы вино воде.

Именно по этой причине я сказал, что в подобии душа ненавидит подобие и не любит его в нем самом и ради него, но любит его скорее за укрытое в нем Единство, которое является истинным Отцом, Началом без начала всего что «в небе и на земле». Поэтому говорю: как долго между огнем и деревом существует и проявляется подобие, не будет там истинной радости, молчания, успокоения и удовлетворения. По этому поводу также учителя говорят: становлению огня сопутствует борьба, возбуждение, тревога и время, но его рождению и радости чужды время и расстояние. Радость и веселье ни для кого не ассоциируется с длительностью и отдалением. Все что я тут сказал, согласно с мыслью Христа: «Женщина, когда рождает, терпит боль, страдание и скорбь, но когда родит младенца, забывает о боли и скорби» (ср. Ин 16,21). Поэтому в Евангелии Господь предупреждает нас и увещевает, чтоб мы просили у Отца небесного полноту радости. Св. Филипп сказал тогда: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин 14,8). Ибо «Отец» не означает «подобие», но «рождение» и «единство» в котором подобие умолкает, и утишается также все, что жаждет бытия.

Теперь мы можем понять, почему, по какой причине человек не обретает утешение в боли и страдании или после потери. Тут в игру входит постоянно одна и та же причина: человек находится далеко от Бога, не освободился от тварнего, не является подобным Ему и любовь Его в нем холодна.

Но есть тут еще кое-что, а кто бы хотел заметить это и понять, обрел бы должное утешение от внешних причин. Кто-то пошел по какому-то пути, совершил или отказался от какого-либо дела, и вот именно тогда постигло его несчастье – сломал ногу или руку, потерял глаз или заболел. А потом постоянно думает: «Если бы пошел другим путем или чем-то другим занялся, то этого бы не случилось». И так пребывает безутешным, под гнетом страдания. А должен он скорее подумать: «Если бы я пошел другим путем или делал бы или не делал что-то другое, могла бы со мною легко приключиться какая-нибудь другая, большая потеря или забота». Таким образом, он обретет нужное утешение.

Вообразите себе еще другую ситуацию: ты потерял тысячу марок. Не плачь из-за них! Благодари Бога за то, что дал их тебе, чтобы ты мог их потерять и позволил тебе таким способом, упражняясь в добродетели терпения, заслужить жизнь вечную, что ведь тысячам людей не дано.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий