Воля Божья

10/25/2012, No Comment

Из Книги Божественных Утешений (Das Buch der göttlichen Tröstung), Мастера Экхарта. I I,10-14

А сейчас скажу еще о чем-то ином. Не может быть благим тот, кто не хочет того, чего в каждом конкретном случае хочет Бог, ибо невозможно, что Он хотел чего бы то ни было иного, чем блага. Более того – именно потому, что Он хочет что-либо – это нечто должно быть благим, и даже наилучшим. Поэтому также Христос учил Апостолов, а через них и нас, чтобы мы каждый день молились об исполнении воли Божьей. И не смотря на это, когда она исполняется, мы нарекаем!

Языческий учитель Сенека спрашивает: что является наибольшим утешением в боли и страдании? И такой дает ответ: пусть человек все принимает, так как бы сам желал, чтобы это случилось, и сам об этом просил; это будет для него наилучшим утешением*. И действительно, ты бы сам просил об этом, если бы знал, что все совершается по воле Божьей, с нею и в ней. Некий языческий учитель говорит: Царь, Отче всевышний и Господь высокого неба! Вот я готов на все чего Ты хочешь; дай мне волю хотеть по твоей воле**.

Человек благой должен верить Богу, непоколебимо уповать на Него и считать Его наилучшим, поскольку Он в доброте своей и любви только тогда ниспосылает на него страдание и боль, когда знает, что таким образом или предостережет его перед еще большим страданием, или приготовит ему уже на земле некое значительное утешение, или наконец когда желает этим путем совершить большее благо, в котором шире и с большей силой явится Божья слава. Кроме того, как бы это ни было: поскольку ничто не совершается против воли Божьей, воля человека благого должна с волей Божьей составлять одно целое таким совершенным образом и до такой степени с нею слиться, чтобы человек хотел то же самое, что Бог, даже тогда когда бы это означало некую потерю или даже осуждение. Поэтому также, ради Бога и Его воли, для Его славы, св. Павел жаждал быть отлученным от Него (Рим 9,3). Ибо совершенный должен научиться до такой степени умирать для самого себя, освобождаясь от себя в Боге и преображая себя в Его воле***, чтобы все его счастье заключалось в полном забытьи о себе и о всем ином, на раздумьях исключительно о Боге, искании только Его воли и жажде познания Его так, как Он мне познает – согласно со словами св. Павла (ср. 1Кор 13,12). Все что Бог познает, чего хочет и что любит, совершает это в себе самом, в своей собственной воле. Также говорит Христос: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17,3).

Поэтому учителя утверждают, что блаженные в небе познают творения без помощи их образов****; познают их в едином Образе, которым является Бог, в котором Он познает, любит и хочет себя самого и все вещи. Сам Бог учит нас молиться об этом и этого желать, когда мы говорим: «Отче наш… да святится Имя твое» - это значит, чтобы мы только Тебя познавали; «да придет Царствие твое» - чтобы я из всего, что считаю богатым, имел и познавал только Тебя, единого Бога. Поэтому Евангелия говорит: «Блаженные убогие духом» (Мф 5,3) - что значит «волей», и просим: «Да будет воля Твоя как на земле (т.е. в нас) как и в небе (т.е. в самом Боге)». Такой человек является до такой степени единомышлен с Богом, что хочет того же и таким же способом, что Он. А поскольку Бог, в определенном смысле, хотел совершенный мною грех, также я не хотел, чтобы он был совершен, ибо тогда исполняется воля Божья «на земле» (т.е. в плохих поступках), как и «в небе» (т.е. в благих). Таким образом, ради Бога человек хочет остаться без Него и быть от Него отлученным. И в этом заключается единственное, воистину искреннее сожаление о грехах: сожалею о грехах, но без боли*****. Так же точно без боли, сожалеет по поводу греха Бог. Грех приносит мне страдание, притом огромное, ибо за все что сотворено и может быть сотворено, если бы в вечности были даже тысячи миров, я бы не совершил ни одного греха – но боли не испытываю. Единственным источником моего сожаления является воля Божья; в ней и только из нее оно рождается. Это единственное совершенное страдание, ибо происходит и истекает из чистой любви, чистейшей благости и радости Бога. Таким образом истиной оказывается то, о чем я сказал в этой книге – а именно, человек благой, рассматриваемый как таковой, входит в полное обладание того самого Блага, которым является Бог сам в себе.

Ах, какую чудесную, какую прекрасную жизнь имеет этот человек в самом Боге – «на земле, как и в небе»! Тревога служит его миру, страдание – радости. А во всем этом обрати еще внимание на некое особенное утешение: когда я имею благодать и благо, о которых только что говорил, тогда всегда и во всем я полон равного утешения и радости. Если же я их не имею, тогда – ради Бога и в единении с его волей – должен без них обходиться. Если Он хочет уделить мне то, что я желаю, тогда я получаю это и наслаждаюсь. Если же не хочет мне дать, тогда я одерживаю это благодаря тому, что жажду исполнения той самой воли Божьей, которая мне в этом отказывает; поэтому одерживаю посредством того, что не получаю, чего лишен. Чего же мне тогда не хватает? Бога со всей уверенностью, в более надлежащим смысле, мы имеем тогда, когда нам чего-то не хватает, чем когда что-либо получаем. Ибо когда человек что-либо получает, тогда источник его радости и утешения пребывает в этом даре. Когда же не получает, тогда не имеет, не находит и не знает никакой иной причины для радости кроме Бога и Его воли.

* Сенека, «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones), III,12.

** Сенека, которого цитирует Экхарт, пользуясь испорченной рукописью (J. Quint)

*** Seiner selbst so entbildet und in Gottes Willen so überbildet sein. См. комментарий *** к главе «Рождение от Бога».

**** В отличие от познавания на земле, где мы используем воображение и понятия (т.е. образы) – Св. Фома Аквинский, Сумма Теологии, I, qu. 12, a 9. В трактате О благородном человеке, Экхарт называет познание в небе познаванием «без завесы» (unverhüllt).

***** Содержание последних четырех предложений (от слов: «Такой человек…») в булле Иоанна XXII было соединено в один пункт (14) и осуждено как ересь. Звучал он так: «Человек благой должен до такой степени приспособить свою волю к Божьей, чтоб хотеть всего, что хочет Бог. А поскольку Он в определенном смысле хотел, чтоб я согрешил, также я не хотел совершать грех. И в этом заключается истинное покаяние». Действительно ли Экхарт учит, что Бог позитивным актом воли хочет иногда грех? Кажется, что его оговорка «в определенном смысле» (in gewisser Weise) является неким указанием, что речь тут идет скорее о том, что в теологии называется «волей попущающей» (voluntas permissionis). Ведь ничто не совершается без воли Божьей, также и грех является этой волей каким-то образом допущенным. Экхарт решает проблему зла в духе св. Августина, поясняя его смысл благом всего мира. Есть у Экхарта и такое изречение: «Грешник, поскольку не прославляет Бога, не имеет бытия». В онтологическом смысле все является славой Божьей, однако, с моментом перехода в моральную плоскость.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий