Письмо 1 (LI) блаженного Иордана Саксонского к блаженной сестре Диане д’Андало, Ломбардия, 1222 г. (Диана получила это письмо, правдоподобно, вернувшись из монастыря в Розанно, где она скрывалась от своей семьи).
Дочери – в достоинстве Отца, сестре – в Иисусе-сыне, возлюбленной – в любви Духа Святого, спутнице – в том же самом призвании, Госпоже Диане, Иордан, слуга ничего не стоящий Ордена Проповедников, шлет приветствие и пожелание скорейшего освобождения от временных забот и вкушения будущих радостей.
Письма, которые ты выслала мне, родились в пламенной жажде, поэтому позволь, что и я напишу тебе несколько слов о жажде небес. Сладчайшая дочерь, жажда патриархов призывала твоего Жениха, Христа, Сына Божьего, чтобы Он сошел в их нищету. И Он сошел. Почему же Он, привлеченный твоею жаждой, не мог бы сойти в обитель наслаждения, коим является твоя душа? Каждое твое желание обрати к небу, ибо те, кто не хочет скатиться в преисподнюю, должны ухватиться за небо. Если кто-либо живет на открытом пространстве, находится в опасности, ибо постоянно ему угрожают новые атаки неприятелей. Тот же, кто обитает в укрепленном замке или в оборонной крепости, не чувствует тревогу. Поэтому ты, дражайшая, не разбивай свой лагерь на равнине, но как Давид, искавший укрытие от гнева Саула, схоронись в небесной крепости. Путь туда укажет тебе твоя собственная жажда.
Правдоподобно ты не знаешь немецкий язык, ибо никогда не бывала в тех местах. Однако на этом свете слова нужны только тогда, когда мы говорим о временном. Тот, кто принадлежит миру сему, говорит на его языке (Ин 3,31). Ты же, дорогая, если жаждешь выучить небесный язык, то силою жажды обитай в небесах. Из уст проповедника, как бы из открытой книги, познавай духовное и знай, что тот, кто никогда не пребывал в духовной сфере, понять это учение не сможет.
Ты прекрасно знаешь, что в человеке соединяются два элемента: душа и тело. Тело, как видишь, неустанно беспокоится о том, чтоб не умереть с голода. Но душа является чем-то большим чем тело, поэтому не позволяй ей закрыться в теле, но как можно чаще высылай её в духовную страну, что бы там искала пищу, которую не найдет на земле и получают которую, если так можно сказать, не за деньги, а за благочестивую жажду. Существует ли несчастный, который бы умирал от голода, имея такую пищу, которую достаточно только пожелать, чтоб её получить? Поэтому говори вместе с пророком: Очи мои всегда обращены на Господа, как очи бедняка, просящего подаяние, на могущественного богача (ср. Пс 123,2). Тут на земле пчелы собирают мед, заботясь о своем будущем. Подобно и душе твоей может грозить смерть, если она не будет питаться медом небесным. Я познал это небесное питание и знаю, какое оно нежное: оно не переносит того, чтоб его смешивали со всякой там грубой снедью. А поэтому, дорогая, выпусти свой дух на полные цветов и невянущие луга небес, чтобы он мог обитать там, где находится свойственное ему питание. Следи также, чтоб собирая, он не съел всего сразу, но чтоб собирал немного в улье твоего сердца. Таким образом, если когда-нибудь ослабнет твоя жажда, ты сможешь быстро найти его внутри самой себя и снова им наслаждаться. А когда уже будешь смаковать его сладость, не забудь о бедном авторе этого письма.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий