Начало рассказа о брате Генрихе

2/14/2012, No Comment

Из книги Libellus de principiis Ord. Praedicatorum бл. Иордана Саксонского (67-71).

Так вот, этот брат Генрих, который в очах мира сего происходил из знатного рода, был каноником церкви в Маастрихт. Там от младенческих лет воспитывал его старательно, в учении и наставлении Господнем (Эф 6,4) некий святой муж и набожный каноник этой церкви. Этот добрый и праведный муж, смирявший плоть свою умерщвлениями пред искушениями этого грешного мира и совершал множество добрых деяний, поучал таким способом юношеский еще разум мальчика ко всяческим добродетельным делам: омывать ноги убогим, посещать церковь, избегать пороков, презирать роскошь, любить чистые нравы. Он же, будучи юношей с очень добрым характером, оказался во всем способным учеником и без труда возрастал в добродетелях. И вот, вместе с развитием в возрасте, возрастал также в добрых нравах, до такой степени, что если бы ты встретил его, подумал бы, что это ангел, и что обладает практически врожденной добродетелью.

Спустя некоторое время прибыл он в Париж и сразу же предался изучению теологии, по натуре имея большие способности и логический разум. Поселился он в том самом месте, что и я, и эта наша совместная жизнь принесла плоды красивого и крепкого единства наших сердец.

В это же самое время блаженной памяти брат Реджинальд прибыл в Париж и начал учить в силе, а я, вдохновленный Божьей благодатью, вознамерился и пообещал сам себе вступить в этот Орден, уверенный в том, что нашел в нем безопасный путь спасения, о котором еще перед знакомством с братьями часто в духе размышлял. Когда это намерение укрепилось в моем сердце, я начал изо всех сил стараться, чтобы на этот самый путь подвигнуть также друга и товарища души моей. Ибо я видел в нем такие черты природы и благодати, которые соделали бы его несравненно полезным в служении проповедования слова Божьего. Он упирался, но я все сильнее настаивал.

Тогда я постарался, чтобы он пришел к исповеди к брату Реджинальду и попросил его совета. Когда он возвращался от него ко мне, открыл книгу Исаи, как будто бы искал предсказания, и очами своими сначала узрел фрагмент, в котором было написано: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад» (Ис 50,4-5). Когда я изъяснил ему эти слова пророка, которые так точно отвечали на его намерения и как бы происходили с неба – ибо он был одарен необычайной способностью к красноречию – призвал его предать свою молодость под ярмо послушания. Немного позднее мы обратили внимание на продолжение этого текста: «станем вместе» (Ис 50,8), как бы на указание, что в этом почетном виде общения один другого не оставил.

Когда позднее я находился в Болонье, а он в Кёльне, он написал ко мне касательно этих слов: Где же сейчас «станем вместе»? Ты в Болонье, а я в Кёльне. Тогда я сказал ему: Скажи, прошу, нечто более богатое заслугами, что же более славное и почетное, чем разделять бедность, пример которой дал Христос в самом себе и который хранили и которому подражали Его последователи, апостолы, и из любви к нему пренебрегли всем этим миром? Согластлся он с таким рассудительным следствием, но его бесчувственная и сопротивляющаяся воля склоняла его к чему-то противному.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

ранее, продолжение

No Comment

Отправить комментарий