Вспоминаем блаж. Иакова Ульмского, брата-конверса.
Орден Проповедников известен не только своими знаменитыми учёными и богословами, но и художниками, оставившими после себя произведения необычайной одухотворённости и красоты: Фра Беато Анджелико, Фра Карневале, Фра Бартоломео... Среди этих мастеров нельзя не упомянуть имя Блаженного Иакова Ульмского, чьё творчество было поистине сияющим, так как непосредственно связано со светом – он был витражистом.
Невозможно представить искусство пламенеющей готики без витражей. Мерцая в лучах солнца разноцветными переливами красок в полумраке старинных соборов, они создают особую атмосферу молитвенного созерцания, в которой, как кажется, даже сами стены храмов воздают песнь хвалы Богу. Но сколько знаний, таланта и труда вложено в создание каждого из витражей – одновременно хрупких и величественных! Сколько времени и усилий потребовалось для того, чтобы из отдельных цветных стёклышек создать творение, поражающее своей целостностью, красотой и гармонией! Всеми этими знаниями и навыками в совершенстве овладел Блаженный Иаков Ульмcкий.
Иаков родился в Ульме, в Баварии, в 1407 году и был вторым ребёнком в благочестивой семье Гризингер (Griesinger). Витражное мастерство он унаследовал от своего отца Теодориха, который был профессиональным стекольщиком и витражистом. Так, помогая в семейной мастерской и обучаясь тонкостям сложной техники создания витражей и росписи по стеклу, Иаков провёл счастливую и беззаботную юность в своём родном городе.
Желая совершить паломничество в Рим, чтобы поклониться мощам Святых Апостолов Петра и Павла и провести Великий пост в святом городе, двадцатипятилетний Иаков с благословения родителей в 1432 году отправился в далёкое и трудное путешествие. Оставшись без средств к существованию, он завербовался солдатом-наёмником в Неаполитанскую армию. Однако распущенность нравов сослуживщев ужаснула Иакова, и вскоре, отказавшись от военной карьеры, он поступил на службу к адвокату в Капуе, где исполнял обязанности секретаря. Верность и усердие Иакова так расположили к нему его хозяина, что тот доверил ему управление всем имуществом. Адвокат настолько дорожил своим секретарём, что когда Иаков после пяти лет безупречной службы пожелал отправиться домой, повидаться со своими престарелыми родителями, не захотел отпустить его. Тем не менее, Иакову удалось сбежать. Но в Германию добраться он так и не смог – безденежье вынудило его снова вернуться к службе в армии.
Божье провидение привело Иакова в Болонью, куда он отправился, даже не предполагая, что именно в этом городе обретёт свое призвание. Событие, радикально изменивнее его жизнь, произошло, когда он молился перед гробницей Святого Доминика – Иаков почувствовал внутренний голос, призвавший его оставить всё и присоединиться к Ордену Проповедников.
Уволившись из армиии ради того шага, который он намеревался предпринять, Иаков ранним утром направился в ближайший храм братьев-проповедников, надеясь встретить там кого-либо, кто мог бы помочь в осуществлении его стремления стать доминиканцем. И здесь вновь вмешалось Божье провидение: первый же брат, которого Иаков встретил в храме, оказался приором монастыря – человеком святой жизни, мудрым и рассудительным. Молодой солдат бросился к его ногам и просил совета и помощи. Пораженный его благочестием, приор охотно пообещал взять его в качестве послушника. Так Иаков в 1441 году принял доминиканское облачение, желая из смирения стать простым братом-соработником – то есть тем, кто, живя в монастыре, не принимал священнического сана и выполнял самую смиренную работу.
Во время своего испытательного срока Иаков особенно упражнялся в смирении, на котором строил всё здание своего благочестия и стремления к святости. Он искренне считал себя хуже остальных; перед принесением обетов он бросился к ногам каждого из братьев, умоляя их со слезами на глазах оказать ему милость и не прогонять по причине его недостоинства. После того, как Иаков принёс обеты, он поставил перед собой цель следовать им с совершенной верностью и точностью. Он пунктуально исполнял Устав и Конституции, практиковал умервщление плоти и избегал праздности как смертельного врага души.
Биографы описывают ежедневные благочестивые практики Блаженного Иакова, в которых не было ничего необычного, но было много любви. Он всегда первым спускался к Утрене. С рассвета до самой Вечерни он многократно повторял молитву «Отче наш» как это предписано братьям-соработникам, которая, по его словам, была для него слаще мёда. Перед Причастием Иаков совершал всенощное бдение, а после проводил долгие часы, распростершись ниц перед Пресвятыми Дарами. Он особенно почитал Пречистую Деву Марию, с нежной преданностью воспевая её в антифоне "Ave Regina caelorum". Большую часть времени, в том числе во время работы, Блаженный Иаков пребывал в тишине и созерцании, часто погружаясь в переживание Страстей Господних. Братья иногда видели, как находясь в молитвенном экстазе, он был окружён лучами сияющего света.
Но, пребывая душой и сердцем в небесных высях созерцания, Иаков, тем не менее, «твёрдо стоял на земле», будучи всегда готовым помочь своим братьям и исполняя многочисленные обязанности брата-соработника. Основной его обязанностью в Ордене стало изготовление витражей и роспись по стеклу. Теперь, будучи уже зрелым человеком, он вернулся к тому искусству, которым мастерски овладел ещё в ранней юности.
Однако даже более чем творчество, которому он отдавал все свои силы, Блаженный Иаков ценил добродетель послушания. История сохранила два примечательных случая из его жизни, которые красноречиво свидетельствуют о том, насколько он преуспел в этой добродетели.
Однажды приор, желая показать послушание Иакова перед прелатом, гостившем в монастыре, вызвал его и вручил письмо с просьбой доставить его в Париж. Несмотря на то, что такое путешествие обычно занимало несколько недель, и было связано со многими опасностями, Иаков без колебаний взял письмо и выразил готовность немедленно отправиться в путь, спросив лишь: «Могу ли я вначале пройти в свою келью, чтобы взять трость и шляпу?»
Другой случай ещё более показателен. Представьте такую ситуацию: Вы потратили на работу долгие часы; и вот, когда до её результата осталось приложить совсем немного усилий, без которых проделанная работа может потерпеть полный крах, начальник вызывает Вас к себе и даёт другое поручение. Любой человек испытал бы в такой момент досаду и раздражение. В таком же положении оказался и Блаженный Иаков, который почти закончил рабоу над сложным орнаментом витража – осталось только обжечь витраж в печи для закрепления краски, делая это под чётким контролем, чтобы стекло не расплавилось. Но когда Иаков уже положил витраж в печь для обжига, его вызвал настоятель и поручил ему отправиться в город для сбора подаяния. Иаков покорно, без малейшего неудовольства исполнил это поручение, мысленно уже прощаясь с витражом, который будет безнадёжно испорчен. Но каково же было его удивление, когда вечером, вернувшись в свою мастерскую, он увидел, что витраж не только не сгорел, но и обрёл цвета необычайной красоты!
Иаков посвятил созданию витражей и росписи по стеклу пятьдесят лет своей жизни в Ордене Доминиканцев. Бог призвал его к Себе в возрасте восьмидесяти четырёх лет 11 октября 1491 года. Он был похоронен в базилике Святого Доминика в Болонье.
Алтарь Блаженного Иакова Ульмского в базилике Святого Доминика в Болонье |
В 1825 году Папа Лев XII причислил Иакова Ульмского к лику Блаженных. День его памяти отмечается 11 октября.
К сожалению, большинство произведений Блаженного Иакова Ульмского не сохранилось. Однако и в наше время мы можем любоваться великолепными витражами Блаженного Иакова в храме доминиканцев и в капелле Ринальди (также известной как капелла Santa Croce) базилики Святого Петрония в Болонье.
Интерьер базилики Святого Петрония в Болонье |
Капелла Ринальди |
Витраж в капелле Ринальди был создан между 1464 и 1466 по эскизу Микеле ди Маттео.
Витраж, созданный Блаженным Иаковом Ульмским |
В стрельчатых окнах можно видеть изображения Святых: вверху – Иоанн, Пётр, Павел и Иаков; внизу – Бонавентура, Григорий Великий, Августин и Доминик. Над ними – сцена Благовещения. Наконец, венчает витраж окно-роза с изображением воскресшего Христа. Основной – золотистый – цвет витража удачно гармонирует с красными, синими, розоватыми тонами, создавая удивительные, тончайшие переливы оттенков, кажущиеся перламутровыми и сохранившими яркость в течение многих веков.
Фрагмент витража |
Нередко уход в монашеский Орден воспринимается многими как отказ от талантов и способностей. Но на примере Блаженного Иакова Ульмского мы видим, что это не так. Более того, именно Орден Святого Доминика помог Иакову «воскресить» и развить его талант, позволив ему проявиться с максимальной полнотой и совершенством.
Сестра Маргарита-Иоанна OPs
Отправить комментарий