Сие евангельское чтение составляет часть того божественного слова, с коим обратился к Своим ученикам Спаситель после Тайной вечери, уже прощаясь с ними и готовясь вскоре принять смерть. А, следовательно, одной из радостей, кои Божественная Премудрость приготовила ученикам, для утешения в печали из-за отсутствия Учителя, была любовь друг к другу. Ибо любовь есть великое утешение для угнетенных, если они могут любить и беречь друг друга. Господь установил Таинство, их укрепляющее; обещал прислать Святого Духа, и что будет молиться о них Отцу. Да, конечно. Но, кроме того, Он дал им и сие средство: чтобы любили друг друга и друг другу благотворили. Любовь же, коей Он требует от них, совсем не маловажна, ибо являет собой центр тяжести всей христианской жизни. Посему Он требует ее по нескольким причинам.
Прежде всего, любовью за любовь должно воздавать из-за вины. Любовь может быть уравновешена только любовью. А поскольку Я так возлюбил вас, что отдал за вас жизнь Свою, то необходимо, чтобы сия любовь Моя была уравновешена любовью, и будет ней ваша взаимная любовь. Он и иным еще доказывает Свою любовь к нам. Во-первых: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Далее тем, что избрал нас для исполнения возвышеннейшего задания: «Я вас избрал от мира, … чтобы вы шли и приносили плод». В-третьих, тем, что обещал: «Чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». И именно тем, что мерой должны быть уста ваши, Он окончил то, что начал словами: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга». За все, что Я сделал ради вас, желаю лишь одного: чтобы вы любили друг друга.
Ни в одном другом месте Евангелия Христос не призывает к любви так, как здесь. Ибо Он столь сильно желает нашей взаимной любви и вменяет нам это в обязанность, поскольку сие есть наш долг по справедливости. По справедливости вы должны любить ближнего, ибо Христос приобрел для вас эту любовь и дал за нее не менее, чем Свою собственную любовь.
Наконец, Христос в Евангелии обозначил три рода любви: во-первых, это дружба Самого Христа по отношению к людям. И сразу же доказывает, что дружба сия истинна, нет в ней ничего, что помешало бы ее истинности, ибо Он жизнь Свою отдал, тайны раскрыл, ибо все, о чем ни попросим, Он Сам сделает, как верный друг, который ни в чем не может отказать. В особенности же Он верный друг апостолам, чему доказательством служит то, что Он поручил им столь прекрасное задание, как спасение душ, плод которого пребывает вовек.
Второй род дружбы - это взаимная любовь человека к людям. Этой любви Он требует по справедливости и по долгу. Ибо Он возлюбил нас для того, чтобы и мы взаимно соединялись истинной любовью и искренней дружбой.
Третий род - это дружба человека с Богом, которая заключается в том, что душа решает быть верной Ему и исполнять Его волю: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Чтобы сие уразуметь, необходимо знать, в чем суть любви высшего по отношению к низшему, равного к равному и низшего к высшему. А поскольку дружба есть соучастие во благах, то в сих трех видах дружбы оно осуществляется по-разному.
Дружба высшего с низшим состоит в том, чтобы давать блага, как сказал Христос: «Чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». Я дал вам Мою жизнь, Мою кровь, и столь прекрасное задание – обращать души.
Дружба между равными состоит в обмене благами, в любви друг к другу и взаимопомощи. Именно об этом говорит Христос: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Дружба же низшего с высшим состоит в послушании и служении. Об этом говорит Христос в словах: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам».
Перевод: о. Юрий Дорогин ОР
Отправить комментарий