24 июля

7/24/2010, No Comment

В этот день вспоминаем двух блаженных:

Иоанну Орвьетскую, деву и Августина Бьеллского, пресвитера

Джованна, дева из Орвието

По ночному городу Карнайоле, минуя за одной узкой улочкой другую, шла хрупкая девочка с длинными чёрными волосами. Угрюмые каменные дома кидали на её хрупкое тело призрачные тени, свысока смотрели старые деревья, провожая девушку еле слышным шумом раскидистых крон. А девочка всё шла вперёд: не пугала её ни ночная темнота, ни одиночество, неизвестность будущего так же не страшило юную красавицу. Казалось, ничего на свете не может остановить её решимости, однако на мгновение девушка остановилась и обернулась назад. Позади девочки остался большой красивый дом с обширным садом, и мощными стенами, оплетенными яркими цветами. Сразу было видно: это дом дворянской семьи, который имеет свою долгую и многоликую историю. Девушка с горечью посмотрела в последний раз на свое родовое гнездо, но и эта печаль расставания с близкими её сердцу местами не могла остановить её. Тогда девочка ещё крепче сжала в худеньких руках котомочку, и направилась за пределы родного города. Девушке было лишь 14 лет, но уже к этому возрасте она пережила много горести и знала, какой трудной может быть жизнь человека. А пока Джованна продолжает свой неблизкий путь, расскажем подробнее о жизни девушки.

Детство и юность

В далёком 1264 году в прекрасном итальянском городе Карнайола родилась девочка необыкновенной красоты. Она была первым ребёнком в семье обедневших дворян, которые славились благочестием и глубокой религиозностью. При крещении малышка получила имя Джованна, а дома её называли просто Ванна, что очень нравилось девочке. Жизнь в первые годы одарила любовью и заботой близких маленькую девочку, но она ещё и не могла предположить, какие трудности ждут её в дальнейшем.

Когда малышке исполнилось всего 3 года, она потеряла отца. Это горе огромным грузом легло на несчастную семью девочки, а особенно горько оплакивала своего мужа юная мать Джованны. Смерть мужа сильно поразила несчастную женщину, что сказалось на её здоровье. И спустя всего два года, когда маленькой Ванне было всего лишь 5 лет, её мама скончалась от неизвестной болезни.

Девочка осталась совсем одна в этом большом и жестоком мире...

Однако на свете есть люди, способные оказать милосердие ближнему, и такими людьми оказались дальние родственники малышки, которые забрали её в свой дом на воспитание.

Первые шаги к святости

Родственники Джованны так же, как и её родители, принадлежали к обедневшему дворянскому роду. Нельзя сказать, что новая семья девочки голодала и нуждалась в самом необходимом. Однако отец семейства с раннего возраста учил и своих родных детей, и юную Ванну трудолюбию: каждый человек должен сам зарабатывать себе на жизнь. Потому Джованну отдали на обучение к местной швее, чтобы девочка овладела этим ремеслом и смогла помочь семье в материальном плане. Швея оказалась очень доброй и искренней женщиной, она старалась не только обучить девушку своему ремеслу, но и дать ей то тепло, заботу, которые она не успела получить от своих родителей, а родственники не всегда уделяли девочке достаточно времени и внимания. Швея стала для девочки человеком, кто одним из первых рассказывал ей о Боге и святых. Эти благочестивые беседы воспламенили сердце Джованны божественной любовью, и девочка стала больше уделять времени молитве, чтению Священного Писания, посещению церковных богослужений. Однако душа юной Ванны ещё не была полностью готова к служению Господу в течение всей жизни.

Так в покое и тишине, трудах и молитвах проходили дни Джованны, однако её жизнь вскоре сильно изменилась...

Побег

С каждым годом юная Джованна становилась всё более красивой, привлекательной девушкой. Немало времени она уделяла и самообразованию, чтению, музыке, потому смело можно сказать, что Ванна была образованной личностью для своего времени. Естественно на такую завидую невесту стали обращать внимание юноши, которые страстно желали завладеть сердцем прекрасной девушки. И вот тогда, когда Джованна была окружена вниманием и восхищением молодых людей, девушка наконец поняла: она не желает семейной жизни, замужества, а её сердце принадлежит лишь одному Христу.

Казалось бы решение на всю оставшуюся жизнь было уже принято, но юную Джованну ждали большие трудности. Ванна не хотела скрывать своего намерения посвятить свою жизнь Господу от родных, и потому она честно призналась им в своём желании. Однако родственники девушку не поддержали: они хотели выдать её замуж за богатого и знатного человека, благодаря средствам которого семья смогла бы преодолеть материальные трудности. Девушка была поражена намерением родных, но её возражения никто слушать не хотел.

Единственным выходом из такой сложной ситуации Ванна видела лишь в одном: побеге из дома. Конечно девушке было сложно покинуть родные, дорогие сердцу места, но желание служить Богу было выше человеческой привязанности. Удивительно, Джованне было лишь 14 лет, когда она приняла сложное решение, но девушка была умна не по годам. И вот однажды ночью юная Джованна собрала самые необходимые вещи в небольшую котомку, надела бедную походную одежду, и тихо покинула родной дом через чёрный ход. Мрачные ночные улочки провожали девушку призрачными тенями от каменных домов и старых деревьев. И лишь далёкая луна, которая так ярко сияла на тёмном небе, давала девушке надежду на будущее в другом, можно сказать великом разделе её жизни.

Проводя взглядом родной дом, Джованна направилась в далёкий путь в другой город, изменивший её судьбу...

Начало посвященной Богу жизни

Долго добиралась хрупкая девушка Джованна до города Орвието, в котором она надеялась обрести спокойную жизнь и возможность всей душой послужить Богу. Можно себе представить, какой страх неизвестности одолевал девушку. Да и путешествовать пешком на далёкие расстояния в те времена было небезопасно, тем более если речь идёт о молодой девушке. Но её искреннее сердце пылало любовью ко Христу, и это укрепляло Джованну во всех трудностях. Потому ни долгая дорога в другой город, ни необходимость покинуть родные края, ни страх будущего не могли воспрепятствовать горячему желанию девушки посвятить свою жизнь Господу...

Спустя несколько дней изнурительного пути, Джованна наконец достигла Орвието. До сегодняшнего дня многие туристы восхищаются красотой и величием этого славного города. Его история уходит в древние времена: по мнению некоторых историков Орвието был основан ещё этрусками. Как во времена Древнего Рима, так и в средневековье, Орвието играл большую роль в жизни Италии. Культурным центром Орвието стал во время посещения его великим Фомой Аквинским, когда тот читал лекции в местном университете... И сегодня в Орвието сохранилось немало памятников архитектуры и искусства: готический собор, папская резиденция и даже целый подземный город с многочисленными ходами.

Именно в этот прекрасный и многоликий город, примерно в 1278 году, прибыла юная Джованна. В то далёкое время молодой девушке трудно было самой устроить свою жизнь в чужом городе, и потому Ванна обратилась к своим другим дальним родственникам с просьбой хотя бы на время дать ей крышу над головой. Родственники с радостью приняли Джованну, выделив в своём большом доме комнату для девушки, где она бы спокойно могла молиться Богу и проводить свою жизнь. Так юная Джованна и осталась жить у родственников в Орвието до конца своих дней.

Поначалу девушка планировала в ближайшее время поступить в какой-нибудь женский монастырь, чтобы там послужить Господу, но выбрать определённый орден она сразу не могла. Выбор юной Ванны вскоре пал именно на Доминиканский Орден, хотя женских доминиканских монастырей существовало ещё очень мало. Из-за чего именно этот орден избрала девушка, остаётся загадкой. Вполне возможно, что в выборе девушки важную роль сыграл Джакомо Бьянкони — доминиканский монах, замечательный проповедник и милосердный христианин. Фра Джакомо некоторое время проповедовал в церквях города Орвието, и, скорее всего, на одной из таких проповедей юная Джованна познакомилась с ним.

Пламенная любовь ко Христу отца Джакомо, желание послужить Ему всей своей жизнью, будучи в Ордене Проповедников, стала примером для Ванны, которая так же, как и её духовный наставник, приняла важное решение: вступить в Доминиканский Орден. Однако по некоторым историческим данным Джованна познакомилась с фра Джакомо и стала его духовной дочерью уже после своего вступления в Орден. Однако женских монастырей доминиканцев было на то время достаточно мало, и потому девушка вступила в Третий Орден, членами которого являются миряне. С того времени началась удивительная страница в жизни юной Джованны: много божественных тайн надлежало узнать этой хрупкой девушке на пути к вечному блаженству в Небесном Царстве.

Служение Богу

Девушка осталась жить в доме своих родственников в городе Орвието. Несмотря на то, что Джованна с ранних лет немало времени посвещала молитве, чтению Священного Писания, размышлениям на духовные темы, девушка, вступив в Третий Орден, ещё более углубилась в молитве и подвигах ради Христа. Джованна носила бедную одежду, а то ценное, что имела, раздала нищим и обездоленным. Пища её была самой простой, а в пост Джованна и вовсе старалась реже принимать и без того скромную пищу. Во многих великих добродетелях прославилась будущая блаженная, однако самым главным подвигом в её жизни было глубокое размышление Джованны над тайной страданий нашего Господа на кресте. Вспоминая эти скорбные события нашего искупления, блаженная погружалась в пламенную молитву, в течение которой она впадала в экстаз. Джованна в такие мгновения будто бы покидала своё тело, а душа её летала где-то далеко от земных забот. Во время экстаза тело блаженной "застывало" в виде креста, кожа бледнела и покрывалась мелкими капельками пота. В таком положении порой заставали Джованну её близкие, хотя она не всем спешила говорить о своих подвигах. Экстазы случались с блаженной каждую пятницу, а несколько лет подряд именно в страстную пятницу перед святой Пасхой.

Восхождение в Вечность

Блаженная славилась ещё во время своей земной жизни не только благочестием, усердными молитвами, аскезами и подвигами поста. Она была очень добрым и милосердным человеком, способным понять чужую боль и страдания. Потому Джованна часто помогала бедным, больным и обездоленным чем только могла, и каждый, кто приходил к ней в печали, получал радость и утешение. Однако непростая жизнь блаженной не продлилась долгие десятилетия. В 1306 году Джованна неизлечимо заболела. С каждым днем состояние блаженной ухудшалось, но она со смирением принимала посланное свыше испытание. В эти сложные дни Джованна усилила молитвы ко Господу, каждое мгновение отпущенного ей времени на Земле искренне ожидая встречи со Христом! 23 июля 1306 года, когда Джованне было 42 года, блаженная мирно скончалась, тихо воспевая Господа. Жизнь Джованны закончилась в её любимом городе Орвието, где она и была похоронена. Существует предание, что через несколько дней после кончины, когда близкие собирались похоронить тело блаженной, из раны в её боку, которая появилась неожиданно для всех, потекла теплая, пульсирующая струя крови, как из тела живого человека. Это чудесное событие немало удивило многочисленных горожан, которые со скорбью провожали Джованну в последний путь. И ещё многие другие чудеса произошли по молитвам блаженной после её кончины, что стало причиной почитания Джованны жителями Орвието и окрестных селений сразу после её смерти.

Почитание

Период беатификации Джованны из Орвието шёл достаточно долгое время. Однако 11 сентября 1754 года, папа Бенедикт XIV признал Джованну блаженной. Мощи блаженной Джованны до сегодняшнего дня покоятся в церкви Сан-Доменико города Орвието, где и нашла блаженная своё последнее пристанище на Земле.

За свою не очень большую земную жизнь блаженная Джованна совершила немало подвигов ради Христа, преуспевала в делах милосердия, испытала трудности по дороге к святости и имела даже мистический опыт. Однако больше всего жителей города Орвието, которые приходили к блаженной с просьбами о молитве и совете, поражала её скромность, простота жизни. Хотя Джованна была родом пусть и с обедневшей, но дворянской семьи, она никогда не стеснялась бедной жизни и физической работы, чтобы честно получить пропитание. А мы помним, что Джованна ещё в юности, обучалась швейному мастерству, и свои навыки в будущем она не раз использовала. Вполне возможно, этот факт очень тронул сердца жителей Орвието, и они избрали блаженную Джованну покровительницей швей и вышивальщиц! Поэтому у рукодельниц есть своя покровительница, которая молит Господа за всех нас в Царстве Небесном!

Августин Бьеллский - новый Иов

Августин из знатного рода Фанги появился на свет в городе Бьелла в Пьемонте у подножья Альп, приблизительно в 1430 году. Семья готовила дня него светскую карьеру, но юный Августин возжелал присоединится к монахам-проповедникам, кторые сравнительно недавно, в 1432 году, появились в его родном городе Бьелла. На руинах бывшей резиденции епископа они постороли монастырь Сан-Доменико-ди-Бьелла-Пьяццо, в который и вступил Августин. Этот монастырь будет разрушен в эпоху наполеоновских войн.

Однако, в этой обители он долго не задержался и вскоре был отправлен в Павию, а оттуда в Болонью. В сохранившимся письме сам Августин датирует этот переезд 1447 годом, и говорит, что был тогда «еще молодым человеком». Другие источники свидетельствуют о его пребывании во многих других монастырях северной Италии, например в Сончино (в 1464), или в Виджевано (в 1474), пребывание в этих городах было отмечено совершенными в них чудесами. Последние десять лет своей жизни он провел в Венеции. Будучи приором нескольких монастырей, он поддерживал и восстанавливал в них более строгое соблюдение монашеских правил, в духе обновления, которое в этом веке процветало во многих монастырях и провинциях Ордена, благодаря стольким святым и ревностным братьям.

Один из его ранних биографов, отец Джероламо Бoрселли († 1497), сообщает, что был он «благочестивым и ученым человеком, прославившимся многими чудесами», но о самих чудесах он не сообщает, вместо этого упоминает о его делах милосердия: «Он был человеком великой благотворительности, принимал исповеди, давал советы, посещал больных».

Сан-Джакомо в Бьелла-Пьяццо

Другой его биограф, отец Леандро Альберти, упоминает о чуде левитации: «Его часто видели молящимся или размышляющим, возносящимся на локоть от земли». Этот же автор сообщает о том, что «он проливал слезы» во время мессы или молитвы, что «он носил жесткую власяницу на своем теле», также упоминает о его деятельности в качестве экзорциста, и еще об одном чуде: «мальчику, который плакал над разбитым кувшином, из которого пролилось все вино, он вернул восстановленный кувшин, полный вина».

Два других чуда были изображены на его гробнице, сооруженной в 1497 году, это: воскрешение ребенка, умершего без крещения в Сончино, и изгнание пяти демонов из женщины в Виджевано.

Его суровые покаяния и аскетические практики были вознаграждены даром возвышенного созерцания. Ничто не могло отвлечь его от духовных радостей, даже самые острые боли. Как библейский Иов, он был поражен болезнью – все его тело, и без того измученное аскезами, было покрыто язвами. Когда лекарь делал глубокие разрезы на его теле, он, погруженный в созерцание божественных тайн, оставался полностью нечувствительным к телесным страданиям, так что сам лекарь дивился этому.

Жизнь его проходила в исповедальне и на амвоне, проповедь он считал самым драгоценным своим служением. Его духовное наставничество, ученость и святость многих привели к добродетели.

Почил Августин в день праздника св. Марии Магдалины, 22 июля 1493 года в монастыре Сан-Доменико в Венеции. Приняв все таинства, он встал на колени на смертном одре, восклицая: «Хвала Богу, да будет хвала Всевышнему!»

О раннем почитании Августина свидетельствует документ, датированный 1502 годом, согласно которому монастырь в Сончино запросил у братьев из Венеции частицу его реликвий. В этом документе Августин впервые упоминается с титулом блаженного. В Бьелле в церкви Сан-Доменико был воздвигнут посвященный ему алтарь.

Августин был похоронен в склепе, который, как и большая часть Венеции был подвержен затоплению. В 1530-х годах рабочие, ремонтировавшие церковь, где он был погребен, обнаружили его гроб, плавающий в воде, которая просочилась в погребальную камеру. Однако при вскрытии тело и одежда блаженного, как сообщается, были обнаружены нетленными. Этот факт возобновил его почитание и способствовал инициации процесса беатификации. В 1610 году жители Бьеллы получили еще одну реликвию, состоящую из кости левой руки.

Только 5 сентября 1872 года культ Блаженного был официально признан папой Пием IX, по представленной просьбе доминиканца - отца Винченцо Аквароне, епископа Бьеллы Джованни Пьетро Лосана и патриарха Венеции кардинала Джузеппе Луиджи Тревизанато.

13 сентября 1972 года рака с останками блаженного Августина была привезена из Венеции в Бьеллу, а 23 июня 1973 года окончательно помещена в приходской церкви Сан-Джакомо в Бьелла-Пьяццо.

No Comment

Отправить комментарий