Вспомниаем блаженного Роберта Наттера, священника и мученика
В 1987 году папа Иоанн Павел II причислил к лику блаженных восемьдесят пять мучеников: священников, монахов и мирян, отдавших жизнь за католическую веру и верность Святому Престолу в Англии и Уэльсе в 1535-1679 годах. Среди них был доминиканец – Роберт Наттер.
Юридическим обоснованием преследований католиков в период реформации были нормы, вытекающие из Акта о Супрематии (1534 г.), которые провозглашали английского монарха главой Церкви в Англии. В том же 1534 году был издан Акт об измене, согласно которому лица, отказавшиеся под присягой признать Акт о Супрематии, обвинялись в государственной измене. Именно согласно Акту об измене были осуждены и обезглавлены Джон Фишер и Томас Мор. Первые мученики-католики приняли смерть во время правления Генриха VIII, однако позднее, во время короткого правления его дочери Марии Тюдор (1553-1558) – знаментой «Кровавой Мери» было казнено около 300 протестантских мучеников. В свою очередь, воспитанная в протестантизме, Елизавета I – «королева-девственница» вернулась к преследованию католиков. После ее вступления на трон, английский парламент, в 1559 году принял второй Акт о Супрематии, а также дальнейшие религиозные реформы, преследющие цель установить в Королевстве только одну религию – англиканство. Католические религиозные практики были формально запрещены, хотя сперва к ним относились толерантно, при условии, что совершались они в частных домах. Нарушение закона в то время грозило только штрафом.
Английские мученики (Фотография: о. Лоуренс Лью, OP (c) 2014)
Изменение отношения английского правительства наступило после промульгации в 1570 году буллы Пия V Regnans in Excelsis, отлучавшей как Елизавету, так и каждого ее подданного, который бы осмелился исполнять ее приказы; а также после серии бунтов и заговоров, вспыхнувших в результате оглашения этой буллы (папример, заговор Ридольфо в 1570-71). Английское правительство начало предпринимать суровые меры против иезуитов, и вскоре, после раскрытия новых заговоров (например, заговор Бабингтона в 1586), а потом в результате начавшейся англо-испанской войны (1585-1604), английский парламент принял закон «против иезуитов, семинарийных священников и других подобных непослушных особ» („against Jesuits, seminary priests and other such like disobedient persons”). С этого времени участие в католических религиозных практиках грозило суровыми репрессиями, такими как конфискация имущества и тюремное заключение. Следует признать, что часть репрессированных католиков действительно была замешана в политическую антикоролевскию деятельность (например подготовка к прибытию Непобедимой Армады, или «Пороховой заговор» в 1605 г.) однако многие были казнены только за такие «преступления» как желание получить папскую диспенсацию для заключения брака. На религиозный характер гонений указывает также тот факт, что многим католикам, формально обвиненным в измене, предлагали помилование в том случае, если они обратятся в англиканство.
Католическая Церковь признала мученниками около половины из более 600 католиков казненных в XVI и XVII веках в Ангилии по обвинению в измене: 40 во времена правления Генриха VIII в 1535–1547 годах, 189 казненных при Елизавете I, в 1570-1603 годах, 27 при Иакове I в 1603–1618 годах, а также 24 жертвы в1628–1649 годах – при Карле I, двух во время правления Кромвеля и 25 казненных в 1678–1681 при Карле II.
Место печально известного «Тайбернского дерева», где 105 католических мучеников были казнены между 1535 и 1681 годами. (Мраморная арка, Лондон.)
Только в 1850 году, когда благодаря возвращению к принципам религиозной терпимости, в Англии и Уэльсе была восстановлена католическая иерархия, появилась возможность восстановить память о мучениках. Несмотря на прошедшие два-три столетия, факт мученичества за веру многих из них был доказан. Часть католиков – 54 человека, казненных в те времена была причислена к лику блаженных при папе Льве XIII в 1886, в 1895 году тот же папа беатифицировал еще девять мучеников, следующую группу из 36 жертв репрессий беатифицировал Пий XI в 1929 году, а в 1935 году состоялась канонизация Джона Фишера и Томаса Мора, также индивидуально в 1920 году были беатифицированы Оливер Планкетт – архиепископ Армы и примас Ирландии, казненный в Лондоне 11 июля 1681 года, ставший последней жертвой гонений, а также Джон Огилви - шотладский иезуит (казненный в 1615 г.) в 1929 r. Канонизировал их Павел VI в 1975 и 1976 годах.
Первыми жертвами репрессий при Генрихе VIII, 4 мая и 15 июня 1535 года, стали 19 картезианских монахов, повешенных в печально известном Тайберне Лондона. Английские же доминиканцы не удостоились такой славы. В лице своего провинциала – Джона Хилси, ставшего на сторону короля, они признали Акт о Супрематии. После мученической смерти Джона Фишера, Хилси стал англиканским епископом Рочестера (1535), а будучи «пожизненным коммендатном» доминиканцев в Лондоне, в ноябре 1538 года, отдал монастырь в руки короля. Доминиканский Орден в Англии перестал существовать.
церковь св. Петра в Бернли
Роберт Наттер родился в небольшом городке Бернли, что в Ланкашире, не позднее 1557 года. Согласно некоторым источникам, начальное образование он получил в Блэкберне, где был наставлен в католической вере. У него был старший брат по имени Джон, который в будущем во многом разделит его судьбу. Оба брата были полны решимости стать священниками. Сначала Роберт поступил в Бразеноз Колледж в Оксфорде (в 1564 или 1565 году). Традиционно, этот колледж принимал на обучение уроженцев Ланкашира, поскольку выходцем из этого графства был один из его основателей – Уильям Смит, ставший епископом Линкольна († 1514 г.). Но для того, чтобы принять рукоположение, братья были вынуждены выехать за границу.
В то время во Франции, при Университете в Дуэ, бежавшими из Оксфорда профессорами-католиками, был основан Английский Колледж. Одним из его основателей был кардинал Уильям Аллен († 1594), который создал при колледже семинарию для английских католических священников, в надежде когда-нибудь вернуть Англию в лоно Католической Церкви. 158 выпускников этой семинарии стали мучениками. Этот Колледж знаменит также новым английским переводом Библии, сделанном с Вульгаты, известным как Douay–Rheims Bible или Douay–Rheims Version. Издавалась она на протяжении нескольких лет, часть Нового Завета была издана в Реймсе, в 1582 году, в одном томе с обширными комментариями и примечаниями.
На некоторое время Английский Колледж переехал в Реймс (1578 г.), именно тогда, а точнее в августе 1579 года, братья Наттер и поступают в это учебное заведение. Рукоположен Роберт был в Суассоне 21 декабря 1581 года, вместе с Ульямом Дином и Джорджем Хейдоком, которые также стали мучениками.
Роберт вернулся в Англию, и под вымышленным именем Аскью, служил в окрестностях Лондона, а также в графствах Оксфордшир и Хэмпшир. 2 февраля 1584 года, он был пойман и доставлен в Лондонский Тауэр. Закованный в цепи, на протяжении сорока семи дней, он содержался в яме. Дважды он подвергался пыткам т.н. «дочери мусорщика» (Scavenger's daughter), или «дочь Скевингтона» – это орудие пыток, было изобретено во времена Генриха VIII лейтенеантом Тауэра Леонардом Скевингтоном. Устройство состояло из металлической стойки в форме А-образной рамы; голова жертвы закреплялась в верхней точке А, руки в средней точке, а ноги в нижней. Рама могла складываться, наклоняя голову вниз и заставляя колени подниматься в сидячее положение, сжимая тело так, чтобы вытеснить кровь из носа и ушей.
В это время Роберт узнает о казни своего старшего брата, повешенного в Тайберне в феврале 1584 года. Ранее Джон Наттер учился в колледже Св. Иоанна в Кембридже, потом вместе с братом поступил в Английский Колледж в Реймсе. Джон принял рукоположение в сентябре 1582 года и отправился в Йоркшир. Однако штормовые ветры отнесли корбль в сторону побережья Саффолка. Джон тяжело заболел еще перед отплытием и ему становилось все хуже, поэтому его переправили на берег в Данвиче. Корабль же, на котором он плыл, сел на мель. Когда жители города обследовали корабль в поисках каких-либо ценных вещей, нашли на нем связку католических книг. Больного Джона допросили в гостинице, в которую его доставили, и установили, что он священник. Он был арестован и отправлен в печально известную тюрьму Маршалси. Там он и провел последний год своей жизни.
А Роберта, измученного пытками, отпустили на свободу и установили за ним слежку, в надежде, что он выведет полицию на конспиративные квартиры католиков. Так не случилось, Роберта снова арестовали и выслали из страны вместе с двадцатью другими священниками. Случилось это 21 января 1585 года. Он сошел на берег в Булони, затем посетил Рим, и вернулся в Реймс.
Несколько месяцев спустя, Роберт, под псевдонимом Роули, сопровождая других недавно рукоположенных священников, снова отправляется в Англию. Нарушение закона об изгнании грозило смертной казнью. Их корабль был перехвачен, всех их арестовали и подвергли жестоким пыткам. Роберт заявлял, что он ехал в Шотландию, и что в Англию его увезли насильно, может быть, поэтому он избежал казни, как вернувшийся без разрешения изгнанник. Но на свободу он так и не вышел. Сначала он был отправлен в тьрьму Ньюгейт в Лондоне (30 ноября 1585 г.), в 1587 был переведен в Маршалси, а в 1588 (или 1590) году его доставили в замок Уисбеч (Wisbech), который во время правления Елизаветы I стал государственной церковной тюрьмой для католиков, многие из которых умерли там из-за антисанитарных условий. Там он и проведет последние двенадцать лет своей жизни. Именно там, во время заключения он станет доминиканцем, принеся обеты в присутствии других доминиканских священников из Ирландии и Италии (согласно другим источникам, он принес торжественные обкты на руки бывшего провинциала Португалии). Точная дата и обстоятельсва этого события не известны.
10 марта 1600 года, когда охранник оставил ворота незапертыми, Наттер и пятеро других священников совершаю побег. Некоторым из них удалось скрыться, но Роберт был пойман и доставлен в замок Ланкастер. Известно также, что в этом замке он принимал участие в диспуте с англиканскими священниками. Там же он и был казнен 26 июля 1600 года.
Только некоторых, знатных приговоренных, таких как Томас Мор, Джон Фишер или Маргарет Поул, в виде исключения, казнлили быстро. Остальных, кроме жестоких пыток, которым их подвергали во время заключения, приговаривали к неменее жестокой смерти. Их вешали, но за несколько мгновений перед удушьем, освобождали от петли и в полубессознантельном состоянии потрошили, после чего четвертовали. Такой смертью прославил Господа и блаженный Роберт Наттер.
Отправить комментарий