Кратковременность преподавательской деятельности Роланда

2/17/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, II; Начало и положение преподавания теологии в университете Тулузы, 2.

Нас может удивлять, каким коротким было пребывание Роланда в Лангедоке. Мы не привыкли к тому, чтобы кто-либо, принявший университетскую кафедру, так коротко оставался на этой должности.

Чтобы понять значение этого факта, следует сразу отвергнуть те пояснения, которые в этом случае принимать нельзя. Нельзя сравнивать Роланда со светскими членами парижского университетского общества, которые, как например Иоанн Гарландский, были приглашены в Тулузу аббатом Гуарином из Гранд-Сельве. Они прибыли сюда привлеченные надеждой получения отпущения и вознаграждения, связанного с руководством кафедрой, не вспоминаю уже о том, что хотели помочь Церкви на юге.

Тот же Иоанн Гарландский, после получения отпущения (надеялся, что легат установит как можно более краткий период преподавания в Тулузе для этого требуемый), столкнувшись с невыплаченным гонораром, начавшимися проблемами и даже с серьезными невзгодами и окончанием забастовки в Париже, не откладывал возвращение в материнскую среду. Но Роланд Кремонский, Проповедник и мендикант, не прибыл сюда ни по собственной инициативе, ни ради денег, тем более не мог принимать решение касательного своего отъезда, не говоря уже о бегстве по примеру Иоанна Гарландского. Не было характерной чертой магистра из св. Иакова. Он был там, куда послали его настоятели, и останется там так долго, пока его не направят в иное место. Даже если бы у него не было ни одного студента извне, что было малоправдоподобным, и так он должен был бы обучать братьев.

С самого начала послушание в Ордене Проповедников было очень строгим, особенно в сфере преподавания. Лекторы и магистры получали от ежегодных высших капитулов степени или от генерального магистра – ассигнаты на краткий период, чаще всего на год или два. Особенно это касалось наиболее значительных персон, которых без колебаний переводили в наиболее стратегические пункты. Документы, с того времени когда они становятся достаточно многочисленными, чтобы на их основании проследить школьный cursus магистров, открывают, что все профессора, даже сам св. Фома, должны были постоянно сменять места своего пребывания. С 1229 по 1301 год средняя продолжительность регентства доминиканских магистров в Париже составляла три года. Вот, например curriculum доминиканца с Юга, Бернарда Трилльского:

1266 – сублектор в Монпелье

1267 – лектор в Авиньоне

1268 – сублектор в Монпелье

1271 – лектор в Бордо

1272 – лектор в Марселе

1273 – лектор в Тулузе

1274 – лектор в Авиньоне

1276 – лектор в Тулузе. Тогда он отправляется в Париж для получения научной степени

1282 – бакалавр в Париже

1284/87 магистр-регент в Париже

Такая практика существовала с самого начала. У истоков этого обычая было желание св. Доминика сделать Братьев Проповедников настоящей армией, провозглашающей Слово Божье. Эту мобильность братьев он обеспечил также, осмотрительно связав их непосредственно с властью генерального магистра ордена обетом непосредственного послушания. Сам Доминик широко использовал эту власть, например в отношении магистра Реджинальда с 1218 года, магистра Иордана Саксонского в 1220 и 1221. Иордан в свою очередь, когда сам стал генеральным магистром (1221-1236) вел ту же самую политику. Можно доказать, что именно он во время генерального капитула в 1230 году постановил послать Роланда Кремонского в Тулузу. Также он по просьбе папы Григория IX решил во время генерального капитула в 1233 году отозвать его оттуда и доверить ему исполнение определенных папских поручений, связанных с вопросами ереси на родине Роланда.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий