Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, Интерьер, 8.
Одним из величайших сокровищ базилики является часовня, находящаяся в правом конце трансепта – часовня Карафа.
Кардинал-доминиканец Оливьеро Карафа (1430-1511 гг.), давший имя этой часовне, с восхищением и преданностью относился к великому доминиканскому Святому – Фоме Аквинскому – и решил построить в его честь великолепную часовню.
Часовня Карафа |
Над этой часовней работал знаменитый художник Филиппино Липпи. Он создал алтарный образ, а также написал прекрасные фрески на стене и своде. Работа продолжалась между 1489 и 1492 годами. Освящение часовни состоялось в 1492 году.
На алтарном образе в сцене Благовещения Святой Фома Аквинский представляет кардинала Карафа Пресвятой Деве Марии.
Филиппино Липпи. Благовещение |
На стене за алтарем – фреска со сценой Успения Пресвятой Богородицы, которая возносится на Небеса в сопровождении музицирующих ангелов; апостолы, изумлённые этим событием, изображены внизу.
Филиппино Липпи. Фреска со сценой Успения Пресвятой Богородицы |
На правой стене – фреска «Триумф Святого Фомы Аквинского».
Филиппино Липпи. Триумф Святого Фомы Аквинского |
Святой изображён сидящим на троне над двумя побежденными в интеллектуальном споре противниками, которых называют еретиками Арием и Савеллием. Первый отрицал божественность Христа, а второй – Три Лица в Пресвятой Троице. Святой держит книгу, в которой написано Sapientiam sapientum perdam («Я истреблю мудрость мудрых»). У его ног под видом поверженного старика – побежденное заблуждение. Надпись на свитке гласит: Sapientia vincit malitiam («Мудрость побеждает злобу»). Это – явный намек на доминиканскую духовность, самой важной чертой которой является поиск истины и борьба с пороками и заблуждениями. Четыре женские фигуры, сидящие рядом со Святым Фомой, представляют собой аллегории грамматики, риторики, богословия и философии. Считается, что двое молодых людей в толпе справа – Джованни и Джулио Медичи, будущие Папы Лев X и Климент VII. Слева открывается вид на Рим, в котором можно разглядеть Латеранскую базилику с конной статуей Марка Аврелия.
Выше, на люнетной фреске, изображено «Видение Святого Фомы у Распятия».
Филиппино Липпи. Видение Святого Фомы у Распятия |
Фрески на левой стене, изображавшие пороки и добродетели, утрачены, когда на этом месте в 1566 была возведена гробница Папы Павла IV, спроектированная Пирро Лигорио.
На сводах часовни можно видеть четыре сивиллы, написанные Раффаеллино дель Гарбо, учеником Филиппино Липпи: Дельфийская, Кумская, Тибуртинская и Геллеспонтская.
Отправить комментарий