Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, II; Начало и положение преподавания теологии в университете Тулузы, 3.
Можем догадаться, какое эхо могла вызвать парижская забастовка на генеральном капитуле Проповедников 6 июня 1229 года. Король Англии и кардинал из Сан-Анджело не были единственными, кто старался привлечь бастующих профессоров в свои собственные институции. Также Иордан Саксонский, промотор призваний в орден людей образованных, тот час же подумал о том, чтобы закинуть сети на эмигрантов из Парижа, не все из которых подались в Анжер, Оксфорд или Тулузу, но отправились также в итальянские школы. В июле он завербовал двадцать одного новиция, «весьма хороших» - как он сам пишет. В августе принял тринадцать таковых в Верчелли, среди них магистра логики из Парижа с двумя его бакалаврами. В конце лета он перевел своих рекрутов в Геную, двоих сразу же выслав в Монпелье, порт и школьный центр на юге. Осенью 1229 года сам прибыл туда морским путем. В это же время кардинал из Сан-Анджело организовал в Лангедоке – в Тулузе, в Оранж, в Монпелье – несколько важных собраний, посвященных делу веры и мира. В это время мы теряем из виду Иордана, чтобы обнаружить его в конце года в Германии, а позднее, в январе 1230 года, в Оксфорде. Наконец, 20 мая, прошагав через весь запад и изучив везде ситуацию в образовании, он открыл в Париже генеральный капитул. Именно во время этого собрания Братьев Проповедников он мог и должен был принять решение о направлении Роланда Кремонского в Тулузу, которое вскоре должно было состояться. Этот первый в ордене парижский магистр теологии, имеющий ius ubique docendi, был главной фигурой на шахматной доске образования доминиканцев. Обстоятельства номинации Роланда, тогдашняя ситуация и позднейший неизменный обычай ордена указывают, что только наивысшая инстанция Ордена Проповедников могла передвинуть эту фигуру.
Участвовали ли в этом папа? Определенно, политика ордена в 1231-1233 гг., особенно в вопросах образования и борьбы с ересью в Тулузе, не только сотрудничала со Святым Престолом, но была также строго от него зависима. Ассигнование Роланда Кремонского его орденом в 1233 году на север Италии точно соответствовало поручению папы Григория IX. Когда в 1230 году орден решил послать его в Тулузу, это также происходило – можем обоснованно подозревать – в согласии с Апостольским Престолом, по крайней мере, при посредничестве кардинала легата, Романа из Сан-Анджело.
Отправить комментарий