Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, II; Начало и положение преподавания теологии в университете Тулузы, 4.
Намерение пап создать в Тулузе высшую теологическую школу путем расширения Парижского светского университета, в то время не имело успеха. Должно было приехать туда немного магистров теологии, в любом случае, ни одно из имен не стало известным. Провозглашенное Иоанном Гарландским рекламное обращение демонстрирует эту неудачу. Но был открыт иной путь. Орден св. Доминика основал при церкви св. Романа, а позднее при монастыре св. Иакова собственную школу, которая была открыта для всего духовенства. Чрезвычайно повысил её уровень приезд Роланда Кремонского, одновременно это означало, что завязались столь желаемые Апостольским Престолом отношения между центром католической теологии, каковым был в то время Париж и тулузским университетом. Во время следующей декады орден и далее укреплял эту школу магистрами из Парижа. Это был исходный пункт для возникновения теологического института, который, как об этом еще будет сказано, с этого часа не переставал исполнять свои функции, и изливал свет на всю провинцию.
В то же время подобные школы вскоре начали открывать Братья Минориты, цистерцианцы, наконец, кармелиты и августинцы. Таким образом, появилось то, что в XIII и XIV веке было названо, согласно значению, принятому еще в XIII веке, facultas theologica на Studium Generale в Тулузе. Именно благодаря этим школам, более постоянным и более успешным, чем школы других факультетов, поскольку небыли зависимы от выплаты гонораров и не никогда не опасались отсутствия студентов, в конце концов, осуществился папский замысел.
Мы не всегда помним об этом. Папы стремились основать в Тулузе университет не только для того, чтобы в сердце Лангедока появился центр научных исследований и правоверного обучения теологии. Его возникновение диктовали те самые причины, которые склонили Григория IX в 1233 году к вооруженному выступлению в защиту всего университетского сообщества, которому грозил упадок, а также к увеличению его привилегий, что делал позднее и его преемник. Достаточно снова причитать их тексты, особенно буллу от 17 апреля 1233 и от 22 сентября 1245 года. Если они постепенно даровали тулузскому университету все привилегии, которые были дарованы парижскому университету, включая знаменитую licentia ubique docendi, то только потому, что считали университет на Гаронне действенным центром просвещения католической веры. Полностью оригинальное вступление к этим документам, которые передают Тулузе распоряжения буллы Parens scientiarum, адресованной Парижу, является гимном в честь живого источника, вливающего в город свои fluenta theologice discipline и впрягающего свободные искусства, как и верных, в служение истинной премудрости. Разве в 1245 году папа Иннокентий IV был слеп или плохо информирован? Если бы, как это повсеместно принимается, теологический факультет первоначально не удержался в Тулузе и появился снова только в половине XIV века, то следовало бы принять, что папы продемонстрировали особенное незнание или наивность, но ведь это никак не подходит Григорию IX, а тем более Иннокентию IV.
Правду говоря, в таком представлении ситуации заключается некий тонкий анахронизм. Когда мы говорим об основании университета в 1229 году, то разве мы не представляем его себе в его позднейшей форме, оснащенного институциями, которые в то время даже в Париже только лишь создавались? В Тулузе ограничились решением, что поддержание четырнадцати кафедр, в том числе четырех теологических, будет оплачиваться, а ведь университет, то есть иначе корпорация магистров и студентов, возникает по мере получения привилегий. Конечно Роланд Кремонский, а позднее Иоанн де Сент-Жиль были включены в это вместе с теологической школой, которую вели как единственные, согласно нашему пониманию, парижские магистры в Тулузе.
С другой стороны было бы ошибкой допускать, что организация университетского обучения должна быстро и единообразно привести к созданию факультетов, образец которых только постепенно формировался в университетских обычаях. Так не было в случае изучения теологии в XIII и в значительной части XIV века. Папы воздерживались от создания на континенте (пример двух английских университетов был особенным) факультетов теологии с правом присвоения ученых степеней. Факультет теологии в Париже оставался практически единственным таким факультетом на всем континенте и сохранял свою особенную в этой области привилегию присвоения ius ubique docendi. Но он не существовал в изоляции. Совсем наоборот, являлся как бы главой, с которой, как члены, соединялось то, что еще могло остаться от епископских школ, а также все более густая и все более разнообразная сеть публичных конвентских теологических школ, первоначально создаваемых нищенствующими орденами.
Отправить комментарий