Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, I; Первый магистр теологии Ордена Проповедников, 5.
Теологический метод, который Роланд принял в Парижском университете около 1225 года, еще не имел научной полноты, которой достиг у св. Фомы. Тем не менее, это был уже огромный шаг вперед по отношению к предшественникам. Доктринальные исследования, которые первоначально имели характер чисто грамматический, позднее диалектический, во время Роланда начали использовать предпосылки психологии, этики и метафизики, черпаемые из обильного в то время потока философских текстов. Конечно, в плоскости грамматической герменевтики мы находим у Роланда использование аллегории и тропологии, которые доминировали в первых декадах XIII века. Это в точности отвечает жанру, в котором были написаны Моралии. В плоскости диалектической, то есть использования строгих логических принципов для разрешения очередных отдельно взятых казусов, вещи самой в себе, а не во взаимосвязи, мы видим, что нравственное учение Роланда весьма казуистично. Но характерной чертой, даже скажем – особенной склонностью – Роланда, было использование всяческого рода философских данных. Это сделало его известным в ордене. Summam quam fecti philosophiae sale condivit, написал о нем спустя пятьдесят лет Стефан де Саланьяк, в то время как Жерар де Фрашет около 1260 года припомнил, что уже в момент вступления Роланда в орден eius fama celebris et axcellens in philosophicis habebatur.
Его знание философии, таким образом, датируется еще теми временами, когда он преподавал в Болонье. В Париже она должна была еще более возрасти. Эти знания весьма обширны. Из еврейских философов Роланд цитирует Ибн Гебирола (Авицеброна), Исаака Иcраэли и Маймонида (ум. В 1204 г. в Каире) – он делал это первым, так же как первым он цитировал Liber de causis. Если речь идет об арабах, то хотя – как уже было сказано – он не знал Аверроэса, зато часто цитировал аль-Фараби, Абу Машара (Альбумасара), аль-Газали, и особенно Авиценну, которого часто называл «философом».
Однако более всего он черпал из Аристотеля; он цитирует его чаще чем кто бы то ни было в то время, чаще, чем Вильгельм из Осера или Филипп Канцлер, у которых это стало практически навыком. В первой, второй и четвертой части Суммы Роланда было открыто около восьмисот цитат из Аристотеля. Конечно, случается ему также опровергать некоторые утверждения греческого философа, но равно часто он подчеркивает противоречия между Аристотелем и Августином и разрешает их в пользу первого. Таким образом, Роланд, первый парижский магистр среди Братьев Проповедников, решительно открывается на философов, что вскоре станет характерным для доминиканской школы, с Альбертом Великим и Фомой во главе. Как бы там ни было, слова, которые мы находим в актах Иоанна Гарландского, являются выразительной рекламой, тем не менее, выражают они очевидную черту преподавательской деятельности Роланда в Тулузе: «Те, кто этого жаждут, могут здесь ожидать представления книг по естественным наукам, недавно запрещенных в Париже и, таким образом, до глубины исследовать тайны природы».
К знаниям философии и логики Роланд прибавляет еще, поражающие своим экспериментальным характером, знания медицины. Он рассказывает о лечении, которое сам практиковал на неком больном. Фактом является то, что магистр, который обучал его в Париже, а позднее заменил в Тулузе, Иоанн де Сент-Жиль, сам был ранее врачом. Но это еще не достаточное объяснение. Роланд интересовался также астрономией, географией и естественными науками до такой степени, что был как бы – можно так сказать – просвещенный достижениями греческо-арабских знаний и науки. И в этом его отношение к наукам физическим и естественным и их роли в теологическом обучении предвещает Альберта Великого. Было это у Роланда весьма осознанно, что он сам утверждает в своей Сумме: «Доктор (лектор) теологии не должен публично преподавать, пока не получит достаточного образования в области философии, а особенно логики, для того чтобы не дал обмануть себя софизмами в аргументации… а также в области медицины, а это из-за аллегории и нравственных притчей, которые можно извлечь из натуры предмете».
Благодаря этому высказыванию на тему метода мы открываем, что философские тезисы часто остаются у него на поверхности или, по крайней мере, формулируются до момента разработки основных данных. Они являются инструментами, средством интерпретации. Случается, однако, что достигают они и сути проблемы. Именно поэтому в христологии Роланда солидная проработка философской концепции личности позволила ему задеть некоторые вопросы из этой области на тридцать лет ранее, чем сделали это его современники.
В то же время, намного слабее Роланд знает теологическую традицию Отцов Церкви, особенно традицию греческих Отцов, и удовлетворяется богатством традиции учителей, с которой он познакомился в Парижским университете, прежде всего у Препозициана и Вильгельма из Осер, которые оказали важное влияние, как на содержание, так и на структуру Суммы. Это влияние, однако, не помешало Роланду оставаться оригинальным.
Отправить комментарий