Из книги бл. Иакова Ворагинского «Золотая легенда», CXIII, Легенда о св. Доминике*, 1.
Доминик означает хранитель Господа нашего или Хранитель Бога. Или говорят еще, что dominicus происходит от слова dominus. Хранитель Бога может пониматься трояко — как тот, кто свидетельствует, тот кто хранит честь Господа, кто прикасается к Богу, как хранитель виноградника или стада Господнего находящийся поблизости от Него, хранитель воли Господней или его заповедей как самого себя. Второе — dominicus это хранимый Богом. Бог хранит его в триединстве. Где его первое естество было мирянином (неискушенным). Второе естество — уставным каноником и третье — апостолом. В первом состоянии он пребывал, созидая себя самого и начал служение достойно хвалы, во втором — достойно вершил свои деяния, а в третьем — достойно завершил свой путь. В третьем состоянии он мог называться Домиником, исходя из этимологии имени Dominus. Говорят еще, что Dominus — это жертвующий, дарящий или недодающий. Итак, Св. Доминик был дающим, что следует понимать, как дающий, освобождая от ранений, дарящий благодаря бесконечной щедрости. Ибо он давал не только бедным, но он готов был продать себя, чтобы облегчить участь бедного и выкупить его, давая меньше того, к чему питало склонность его тело, ибо он всегда давал телу меньше, чем оно желало или чего жаждало.
***
Доминик, славный основатель и отец Ордена Проповедников, появился на свет в испанской земле, в городке, называемом Кальярега, в епархии Осма, и по плоти** происходил от отца по имени Феликс и матери по имени Иоанна. Матери его перед рождением ребенка однажды снилось, что носит она во чреве щенка, держащего в пасти горящий факел, когда же он вышел из её чрева, факел этот зажег весь мир***. Некой женщине, которая держала ребенка во время крещения, также показалось, что младенец Доминик имел на челе сверкающую звезду, которая освещает весь мир. Когда Доминик был еще ребенком и находился под опекой нянек, часто замечали, что он оставлял свою кровать и ложился на голой земле. Когда отослали его на обучение в Паленцию, от большой любви к знаниям, он на протяжении 10 лет не испробовал даже вина. В то время настал там страшный голод. Тогда Доминик продал все свои книги, и всё, что имел и все полученные деньги раздал убогим. Слава о нем разошлась так далеко, что епископ Осмы назначил его регулярным каноником своей церкви, позднее же, став для всех примером жизни, был он избран канониками заместителем приора. Он же день и ночь занимался чтением и молитвой, и с рвением молил Бога, чтобы соблаговолил уделить ему такую благодать, чтобы мог некогда всего себя посвятить спасению ближних. С увлечением читая при этом книгу об учении отцов****, достиг он высокой степени совершенства.
* При написании этой легенды Иаков Ворагинский пользовался более ранними биографическими и агиографическими источниками. Главным образом, его творение основано на Житии св. Доминика, написанном Константином Орвиетским в 1250 г. по поручению четвертого Генерального Магистра Ордена, Иоанна Тевтонского, дополненного материалами Иордана Саксонского, Гумберта Романского и Варфоломея Тридетского, а также мотивами из Жития братьев Жерара де Фрашет.
** Автор хочет таким образом подчеркнуть, что духовно Доминик был чем-то большим, чем только сыном двоих своих родителей, особенным избранником Божьей благодати.
*** Подобная легенда существует и о св. Бернарде. Иаков также описывает эту легенду в своей книге: «Когда она еще носила в лоне третьего по очереди сына, то есть именно Бернарда, имела вещий сон, а именно казалось ей, что имеет в лоне лающего щенка, полностью белого, но рыжеватого на спине. Этот сон она рассказала одному благочестивому мужу, а он ответил её пророческим голосом: Ты станешь матерью совершенного пса, который станет стражем дома Божьего, и гневно будет лаять на его врагов: а именно, будет он славным проповедником и многих людей исцелит лекарственной силой своего слова» (Золотая Легенда, CXX).
**** Собеседования, Иоанна Кассиана.
Отправить комментарий