Окончание статьи брата Шимона Бонка ОР, «Требуют ли доминиканцы постоянной реформы?», 5.
Вопрос, который следует поставить в завершении, касается существенной проблемы. Каковы были причины столь крупных перемен в Ордене Проповедников? Откуда взялась необходимость правовой и литургической реформы в ордене, который возник всего-то пару десятков лет назад? Первая причина, которая приходит в голову, это внутренний кризис. Возрастание недоразумений, отступления от орденских норм и духа, отсутствие послушания. На такое положение дел генеральные магистры реагировали изменениями в конституциях, но также попытками унифицировать литургию, без которой и речи быть не может о жизни в общине, в чем, как это видно по множеству попыток реформ, отдавали себе отчет настоятели. Однако, является ли этот кризис единственным объяснением преобразований, произошедших в праве и литургии доминиканцев в XIII веке? Может, мы не должны говорить ни о кризисе, ни о реформе, А о кристаллизации порядка и литургии доминиканского ордена? Может, мы имеем дело не с исправлением, а с развитием. Структура ордена, обновление его литургии и права следовала бы от желания усовершенствования ордена и освящения братьев, а не из необходимости преодолеть кризис.
Ключевым кажется понимание самого слова «кризис» не как наихудшей ситуации, момента, в котором все идеалы монашеской жизни развалились под влиянием прагматизма. Скорее следует говорить о нем как о переломном моменте и о реформе, причиной которой стал не всеобщий упадок нравов среди членов нищенствующих орденов, а скорее адаптация к явлениям, происходящих вне ордена. Примером таких явлений может быть спор с епархиальным клером и угроза кассации нищенствующих орденов. К реформе склоняли также перемены в самом ордене: возникновение новых провинций, рост числа братьев, миссии и проблемы с дисциплиной конкретных монахов. Если таким способом мы будем думать о событиях, происходящих в жизни доминиканцев XIII века, то в совершенно ином свете увидим и поймем слова «кризис» и «реформа». Станут они началом творческих и позитивных перемен в структурах Братьев Проповедников, а унификация права и литургии станет средством развития апостольского служения и освящения братьев. В конечном итоге, кажется, что можно говорить о реформе Гумберта Романского, синонимом которой является освящение*.
* После реформы Орден Братьев Проповедников дал миру очередных святых, среди них Альберт Великий, Фома Аквинский и папа Иннокентий V.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий