Из статьи брата Шимона Бонка ОР, «Требуют ли доминиканцы постоянной реформы?»*, Вступление.
Каждый орден переживал свой золотой период, время расцвета и деятельности великих реформаторов, позднее провозглашенных святыми Церкви. Одним из таких реформаторов был, несомненно, Гумберт Романский, а периодом именуемым золотым для доминиканцев – было XIII столетие. Однако, нужно ли реформировать институцию, которая действует очень хорошо? Взглянем на ситуацию Ордена Проповедников в XIII в. Это позволит нам лучше понять присутствующую в нем необходимость изменений (особенно тех, которые проводил Гумберт Романский). Братья Проповедники развивались необычайно динамично. Когда умирал св. Доминик, орден насчитывал примерно двадцать конвентов, в которых обитало триста братьев. А уже во времена Гумберта Романского мы можем говорить о 13 тысячах доминиканцев. Масштабы роста подтверждает также перепись братьев, проведенная в 1277 году. Она заключает 404 конвента, расположенных в двенадцати провинциях. Таким образом, орден распространился довольно широко, объединяя людей различных языков и нравов. Действовал он необычайно активно в первые годы, благодаря как поддержке церковных властей, так и святости братьев.
Его развитие не было связано исключительно с поддержкой церковных властей, епархиального клера и ученых. Доминиканцы ощутили недостаток вышеперечисленных уже во второй половине XIII века. В 1252 году профессора Парижского Университета атаковали общество, собиравшееся вокруг доминиканцев и францисканцев. Предводителем этого антимендикантского движения, несомненно, можно считать Вильгельма из Сент-Амур, а примером памфлета – его работу Tractatus brevis de periculis novissimorum temporum. В споре с мендикантами Вильгельм руководствовался скорее вопросами финансов и престижа. Вместе с частью профессорского состава его заботило возвращение кафедр теологии, которые занимали братья из нищенствующих орденов. Проблема Парижского Университета достигла таких масштабов, что ею, в конце концов, заинтересовался папа Иннокентий IV. Он издал буллу Etsi animarum, которая в большой степени лишала нищенствующие ордена, каких бы то ни было возможностей развития. Булла эта была в очень быстрые сроки аннулирована следующим папой. Это не были единственные проблемы доминиканцев второй половины XIII века. Спор с епархиальным клиром касался, между прочим, также вопроса слушания исповедей. Этот конфликт продолжался очень долго, и с успешным результатом удалось его решить только в 1281 году, во время понтификата Мартина IV. К этому следует присовокупить еще и спор об экземпции. Интересно то, что все эти проблемы не останавливали развитие ордена. Таким образом, появляется вопрос, каким образом, не смотря на внешние проблемы, орден все-таки развивался.
* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.
Отправить комментарий