Житие Маргариты Венгерской, Девы

2/24/2020, No Comment

Vita auctore F. Garino Ord. Praedic., Margarita Hungarica, Virgo Ordinis Praedicat. (B.) // Acta Sanctorum, Jan. II, pp. 900-906.

Сия легенда о житии и чудесах св. Маргариты, девы Ордена Проповедников, дочери короля венгерского извлечена как бы по кусочкам из свиточков сиречь разрозненных записей показаний присяжных свидетелей, данных по сему предмету перед следователями Апостольского престола, и составлена в год Господень 1340-й в Римской курии города Авиньона братом Гарином Ордена Проповедников, магистром теологии по приказанию брата Гуго, шестнадцатого магистра сего ордена. Благословен Бог! Аминь.

Глава I. Происхождение св. Маргариты. Её благочестие

1. Святая Маргарита (инокиня монастыря Остров Святой Девы на Дунае Веспремского диоцеза ордена св. Доминика, первого основателя Ордена Проповедников), благого рода, но ещё более благого нрава была дочерью достославного короля Венгрии Белы* и королевы Марии**. Когда вышесказанный король и королева устрашились, что их королевство вот-вот завоюют татары, они обетовали Богу, что если Он избавит королевство от татар и даст им дочь, то они отдадут её Богу и сестричеству св. Доминика на вечное служение. Татары отступили. Королева зачала и родила дочь, которую назвала Маргаритой.

2. Когда же исполнилось ей три года и шесть месяцев, родители передали её монастырю Веспремскому, а ради любви к ней в монастырь вступила госпожа графиня Олимпиада, бывшая кормилицей её, и приняла иноческое облачение, дабы Богу служить и заботиться о благородной девочке. А Маргарита сразу предалась благочестию и через полгода после своего прихода в совершенстве выучила часы Святой Деве и стала их читать вместе с прочими. В младенческую пору она избегала детских игр, пока другие играли, посвящала время молитве, а желающих поиграть звала помолиться, говоря: «Пойдём в церковь, прославим Бога и Святую Деву – вот и будет наша игра!» Стоило наставнице попытаться отвлечь её от молитвы, дабы она не переутомила своего тельца, та плакала до тех пор, пока наставница, уступив слезам, не позволяла ей молиться вволю.

3. Смирение её было беспредельно; она не желала, чтобы её величали королевской дочерью, но сетовала со слезами, что её оскорбляют, когда называют принцессой. По этой причине она редко высказывала желание поговорить с родителями, и не считала, что такие разговоры придают ей чести. Однажды она сказала: «О, если бы Бог оказал мне такую милость, чтобы я была не королевской дочерью, а крестьянской; не дворянкой, а нищей служанкой! Насколько бы тогда легче мне было Богу служить!» Когда же исполнилось ей десять лет или около того, её вместе со многими другими перевели в монастырь на дунайском острове***, основанный её родителями из любви к ней.

4. Когда ей было ещё четыре года, она, увидев некое распятие, спросила у сестёр, что это. Ей ответили: «Это изображение креста, на котором Бог Сын Божий ради нашего искупления пролил кровь Свою». Едва услышав это, она стала крест обнимать да лобызать, и простёрлась пред ним, и поклонившись Распятому, крикнула громко: «Господи, вверяюсь Тебе!» И с тех пор такое она обрела почтение ко кресту, что где бы ни увидела его, несмотря ни на какие помехи, простиралась ниц пред ним и поклонялась ему. А крестик, сделанный из древа Святого Креста, что у неё был, она всегда носила с собой, днём и ночью часто целуя его с благоговением. Когда все шли в трапезную, она всегда молилась перед образом Христа Распятого, что был в капитуле, и порой так надолго затягивалась её молитва, что она не вкушала пищи аж до второй трапезы. Молилась она обычно как перед алтарём Святого Креста, так и перед образом Распятого.

5. И так любила она имя Иисусово, что оно почти всегда было на устах её. Не находила она премудрости ни в чём, где не звучало бы имя Его. Тело Христово в таинстве алтаря она чтила с величайшим благоговением и при вознесении Даров во время Мессы преобильно плакала. Часто с мига вознесения и до Святого причастия она из-за благоговения пребывала в таком отвлечении от телесных чувств, что казалась как бы мёртвой.

6. Когда же предстояло ей принимать Святое причастие, она предшествующий день постилась на хлебе и воде и всю ночь проводила в молитвах. А вкушала она сие Таинство с великим благоговением, источая слёзы, и в таком порой восхищении, что казалась в это время как бы мёртвой – часто видели, что она при этом поднимается над землёй более чем на локоть, – совершенно лишённая чувств. А приобщившись, она держала край платка перед лицами подходящих к причастию, дабы снова и снова видеть Тело Христово. И в день после причастия она непрерывно стояла на молитве до ночи, а уж затем принимала пищу, и весьма умеренно.

7. Также Святую Деву Матерь Божию она почитала с особым чувством и, где бы ни видела образ Её, преклонив колени, произносила Ангельское приветствие. В кануны четырёх великих Богородичных праздников****, когда в капитуле читали праздничные секвенции, она являла дивное благоговение, простершись ниц, слёзно молясь и благодаря Бога. И в вышеупомянутые кануны она всё время постилась на хлебе и воде. Ещё в каждый праздник Святой Девы и в октавы их она возносила Ей по тысяче Ангельских приветствий и при каждом из них простиралась ниц.

* Бела IV из Арпадов, 1206-1270 гг.

** Ласкарины родом из Никеи, 1206-1270 гг.

*** ныне остров Маргит в Будапеште.

**** А именно Рождества, Благовещения, Введения, Успения; праздник Непорочного зачатия тогда ещё не приобрёл своей значимости, а Посещение было окончательно установлено столетие спустя (прим. изд. Acts Sanctorum).

Перевод Константина Чарухина (для сайта рускатолик.рф)

продолжение

No Comment

Отправить комментарий