Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Духовные крестового похода, III.
Среди крестоносцев кроме епископов мы встречаем также духовных лиц различных степеней, функций и достоинств. Они присоединялись к походу, чтобы получить отпущение и добросовестно старались подчиниться требованиям своего положения. Скорее всего, они не носили оружие, так как недозволенно им было проливать кровь. Выше мы описывали необычайно важные сомнения аббата из Сито. Существовало, однако, множество способов участия в таких походах без необходимости непосредственного пролития крови. Некоторые старались приблизиться к самой границе того, что делали солдаты. Демонстрирует это пример прелата, который описывает нам Петр из Во-де-Серне, описывая осаду Терма.
«Был в лагере прелат из Парижа, Вильгельм. Сей достойный муж, храбрый и горящий ревностной заботой о христианской вере, предавался наиболее тяжким занятиям, чтобы послужить Христу. Ежедневно проповедовал Слово Божье, организовывал сборы на оплату военных машин. Его рвение и мудрость справлялись с любым заданием. Часто он ездил с группой крестоносцев в лес и организовывал доставку большого количества бревен для строительства катапульт. Однажды, когда ниши захотели установить такую машину как можно ближе замка, в чем препятствовал им глубокий яр, этот муж огромной стойкости и несравненного рвения, ведомый духом доброго совета и силы, нашел наилучшее решение. Он приказал это яр засыпать дровами, землей и камнями, после чего ниши смогли расположить эту машину на плоском месте. Поскольку невозможно подробно описать все свидетельства мудрости и заботы, проявленной этим прелатом, а также стараний, какие он предпринял во время осады, мы можем в одном предложении заключить, что это его, более чем других, или даже его одного, кроме Бога, мы должны благодарить за точное и старательное ведение осады и за заслугу победы… Он получил от Бога столь удачные подсказки, что оказался наиболее компетентным из всех в ведении таких действий. Он поучал кузнецов, руководил работой плотников, превышал любого специалиста во всем, что следовало уметь». Он способствовал основанию братств и наложению эмбарго на все ценности, которые сумел перехватить, чтобы обратить их на оплату военного оборудования и всех других средств для осады. Наконец, когда дворяне, устрашенные неудобным расположением и временем года, начали отступать, оставляя на поле только пехотинцев, Вильгельму удалось влить такую энергию в этих людей, что Бог возжелал принести победу руками слабейших. Выстрелы катапульт стали настолько точными, что казалось, что это сам Бог несет каждое из этих каменных ядер. Так была достигнута нежданная победа!
Следует заметить, что Вильгельм также ежедневно проповедовал Слово Божье. Таким образом, даже этот представитель чисто военного сотрудничества, достигающего последних разрешенных законом границ, занимался все-таки, прежде всего по-настоящему духовными силами и средствами действия. Как было сказано, уже сто лет как существовало настоящее искусство ведения священной войны. Крестовый поход был не только паломничеством, на котором получали отпущение, был он также своеобразным очищением, во время него отдалялись от всего, что грешно; это были своего рода реколлекции. Священники в лагере пели полную литургию часов. Время от времени, на возглас «au pardon», то есть к отпущению, крестоносцы собирались на святой мессе или проповеди, приходили за наставлением или советом. Они должны были ходить как убогие, в одеяниях пилигримов, без оружия, только с паломническим посохом в руке. Комендант крепости Сент-Антонен Адемар Жордан, бросает им презрительный вызов: «Знай, граф де Монфор, что этими палками ты не сможешь захватить мой замок!» Передвижение без оружия в горячее время крестового похода было весьма опасным, они рисковали быть схваченными или убитыми, но крестоносцы, обязанные в совести, были готовы к этому. Так как они приходили ради дела мира, таков был образ их мысли. Первый контакт с противником должен был быть предложением мира. Во время протекавших переговоров никто не должен был вооружаться или прятаться за стенами. Утром перед битвой при Мюре ворота города были небезопасно открыты, а крестоносцы оставались невооруженными, поскольку епископы не хотели отказываться от попытки договориться и решили, что босиком пойдут просить короля Арагона продолжать переговоры.
Одновременно повсюду служили святые мессы, каждый спонтанно жертвовал свою душу или тело, или свое оружие. Все исповедовались, принимали причастие, прощали друг другу взаимные обиды. Епископ в инфуле, взойдя на холм, возносил крест и уделял отпущение каждому, кто сокрушил свое сердце и исповедовался. Позднее, когда уже началась битва, священники, собравшись в храме, так громко выкрикивали свои молитвы, что они были подобны скорее рёву. Или как в Каркассоне, в Лавор, Сент-Антонен, Муассак – таким образом пели во время штурма Veni Creator, что вводили неприятеля в больший страх и ужас, чем наступающие военные.
Большая благодарность отцу Иринею. Читаю все материалы взахлёб. Очень интересно.