Местное духовенство

3/09/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Духовные крестового похода, IV.

Местные священнослужители, а среди них бывшие легаты и посланные папой проповедники, совместно с крестоносцами принимали участие в священной войне. Ведь именно от местных властей, епископа и графа Тулузы, вышли в 1145 и 1177 годах первые, а позднее все более требовательные призывы к вмешательству всеобщих сил христианства, к организации папой проповеднической миссии против еретиков, о военной помощи королей Франции и Англии. Эти призывы, наконец, привели в 1179 году к организации экспедиции, которая инициировала многие подобные операции, предпринимаемые в XIII веке. Когда был убит Петр де Кастельно, именно епископы Тулузы и Кузерана отправились к Святому Отцу, чтобы от имени всех прелатов Юга просить поддержки всеми доступными средствами, вплоть до последнего, каковым являлся крестовый поход.

С другой стороны, присутствие легатов и папских проповеднических миссий вовсе не сталкивало епархиальное духовенство на обочину. Совсем наоборот, все эти посланники должны были, прежде всего, оживить и наново возбудить энергию предприятиям местных духовных. Епископы, которым были адресованы папские буллы, сотрудничали с посланниками папы. Согласно принципу, что местные священнослужители должны обеспечить содержание прибывшим церковным сановникам, предоставляли им проживание и необходимое сопровождение. Подтверждали все мирные решения и другие постановления, направленные на решение их проблем.

В конце концов, папа и легаты предпринимали много стараний, чтобы гарантировать права и обязанности местного клира. Если легаты получали какое-либо чрезвычайные полномочия в вопросах учения, суда и контролирования, то всегда имели они точные формулировки, содержание и срок действия. Иногда касались они только одного вопроса. Местный клир принимал участие в дискуссиях и участвовал в принятии решений, которые они же и должны были воплощать в жизнь, и поддерживали порядок, установленный в совместных действиях. Прелаты часто собирались на совещания, чтобы выразить свое мнение о ходе предприятия: в Монтелимаре (1209), Сен-Жиле (1209), Кагоре (1211), Памье (1212), Лавор (1213), Бульбонне (1213) и т.д. В решающие моменты созывали синоды: в Авиньоне (1209), Монпелье (1215), не говоря уже о Латеранском Соборе, где они составляли отдельную группу, занимающуюся вопросами альбигойцев.

Даже если местный клир во всех фазах этой акции тесно сотрудничал с легатами и крестоносцами, все равно играл в этом особенную роль. Во всех переговорах, проводимых во время военных действий или завершающих таковые, он всегда защищал духовные и временные интересы своей паствы, её безопасность, покой, отпущение грехов и примирение. Это была весьма непростая роль, особенно потому что эти священнослужители не отказывались от угрозы военных действий против ереси и, ступая рука к руке с крестоносцами, были одновременно ими ограничены. Это склоняло их к поискам согласия, даже в ситуациях, когда оно было невозможным. Когда же эта их жажда согласия не находила признания, переживали горькое разочарование, и даже возмущение. Такой была реакция епископа Ренауда де Монпейру при Безье непосредственно перед взятием и разграблением города, а также епископа Фулько при Тулузе во время битвы у Мюре и во время повторной осады столицы. Так поступал также Вильгельм Пейр, епископ Альби, который старался спасти людей из Сент-Антонен. Пример этого последнего – важный. Был он, несомненно, расположен весьма миролюбиво, если можно так сказать – был ревностным пацифистом. Очередное доказательство этого предоставляет Р. Бонно-Деламар. Этот епископ присутствовал при штурме крестоносцами города Муассак. Петр из Во-де-Серне показывает его нам в обществе архиепископа Реймса, епископа из Туля, прелата Вильгельма из Парижа, аббата из Муассака, нескольких монахов и других духовных, сопутствующих войску. Утром они встали на склоне холма, держали в руках кресты и реликвии и пели сильным, трогательным голосом Veni Creator Spiritus. Утверждают, что во время строфы Hostem repellas longius, перепуганные неприятели сдались.

Городской клир также следовал за своим епископом и принимал участие в борьбе Церкви, даже если не соглашался со всеми её обстоятельствами, а особенно с акцией крестоносцев на Севере. Весной 1211 года епископ Тулузы Фулько отказался рукополагать новых священников, поскольку пребывал там отлученный граф, и оставил город. Вскоре после этого по его призыву, переданного настоятелем кафедрального собора, все оставшиеся духовные, епархиальные и монахи, оставили Тулузу, босиком, унося с собой Святые Дары.

Одновременно в более спокойных околицах, священники, как правило, участвовали в предприятии, хоть на расстоянии и в различной степени. Прежде всего, мужчин старше пятнадцати, и даже четырнадцати лет, обязывали приносить присягу мира, предписанную легатами и синодами. Иногда, «при перевернутых свечах» отчитывали наложенные отлучения.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий