Монашеские обеты

11/11/2019, No Comment

Из статьи брата Гавла Влодарчика ОР, «Как в средневековье становились доминиканцами?», 5.

Период новициата заканчивался принесением обетов, которые обязывали нового доминиканца до самой смерти. Кандидат к обетам должен был быть позитивно оцененным капитулом конвента, потом должен был исповедаться. Также знание молитвослова, умение петь и знание грамматики были обязательным условием принесения обетов, а что за этим следовало – направление на дальнейшее обучение и принятия священнического рукоположения. Новиций приносил обеты, в которых присягал послушание Богу, Пресвятой Деве Марии и действующему настоятелю согласно уставу св. Августина и Конституциям Братьев Проповедников. Следует заметить, что с начала существования ордена формула обетов осталась практически неизмененной.

В истории ордена известны нестандартные способы принесения обетов. Первым из таковых были т.н. молчаливые обеты. Если новицию уже исполнилось 15 лет, он непрерывно носил облачение на протяжении года, считалось, что он был связан обетами, даже если не произносил предусмотренной законом формулы. Это право было отменено только в 1858 году. Читая о самих началах доминиканцев, можно заметить, что много братьев приносили обеты иначе, чем это предусматривают Конституции. Реджинальд Орлеанский сначала принес обеты, только после чего принял облачение. Подобным образом были приняты в орден Иордан Саксонский и Генрих Кёльнский. Сначала они принесли обеты на руки Реджинальда, и только потом были облачены. Не считая нескольких известных случаев, нет доказательств того, что это была общая практика. Очередным способом принесения обетов в первые двадцать лет существования Ордена было принесение таковых после облачения, опуская новициат. Так, например, св. Доминик 28 августа 1215 года облачил Иоанна Испанского, сразу принимая от него монашеские обеты.

После принесения обетов новиций становился полноправным доминиканцем. Не смотря на это, программа новициата продолжалась на протяжении первых лет после принесения обетов. Говориться о характерным для доминиканцев «двойном новициате». Братья после обетов, согласно с постановлениями генерального капитула 1297 года, подлежали специальной духовной и интеллектуальной формации. С 1326 г. этот период был продолжен до двух лет. Они и далее составляли группу, отделенную от конвента, сконцентрированную исключительно на обучении и освобожденные от других обязанностей. Все доминиканцы продолжали свое обучение в монастырских школах, а часть – в школах более специализированных.

окончание

No Comment

Отправить комментарий