Из статьи брата Гавла Влодарчика ОР, «Как в средневековье становились доминиканцами?»*, Вступление.
«Вся надежда ордена зависит от формации в новициате». Эти слова Гумберта Романского прекрасно демонстрируют, какой вес Орден Проповедников на протяжении веков придавал начальной формации. Эта статья является попыткой показать то, как выглядел доминиканский новициат с начала существования ордена до конца XV века. Во-первых, наше наблюдение за способом формирования новициев в Ордене Проповедников позволит нам сравнить доминиканскую формацию с монашеской. Основание св. Домиником конгрегации нового типа, созерцательно-деятельного, требовало создания нового типа формации молодых монашествующих. Во-вторых, анализ изменений, которые происходили в том, как выглядел доминиканский новициат, указывает, что для братьев являлось существенным в доминиканском призвании, и что, по их мнению, требовало большей заботы или защиты. Множество постановлений очередных капитулов, обращающих внимание на те же самые проблемы, предполагает, что доминиканцы тех времен имели проблемы с соблюдением этого правила.
Информацию на эту тему мы черпаем, прежде всего, из Конституций, актов генеральных и провинциальных капитулов. Важными источниками на тему доминиканского новициата являются также два трактата тринадцатого века: Incipit libellus seu tractatus de instructione novitiorum, который приписывают Иоанну из Монлери, и глава De officio magistri novitiorum из Incipit instructions de officiis Ordinis Гумберта Романского.
* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.
Отправить комментарий