Организация монастырей новициата

9/09/2019, No Comment

Из статьи брата Гавла Влодарчика ОР, «Как в средневековье становились доминиканцами?», 1.

Доминиканцы, будучи намного более мобильными, не могли как монахи, которые всю жизнь проводили в одном монастыре, постепенно насыщаться духовностью своего ордена. Чтобы доминиканец мог реализовать проповедническую миссию, его подготовка должна была быть с одной стороны, относительно краткой, а с другой – основательной. Каждый из братьев в течение жизни менял монастыри проживания, таким образом, не имел такой опоры и стабильности проживания в структурах и монастырском ритме, как созерцательный монах. Поэтому он должен был быть соответственно духовно подготовленным к большей самостоятельности и духовной самодисциплине. Ко всему этому должен был вступать в конфронтацию с миром, что требовало хорошей интеллектуальной подготовки. Первые конституции 1220 года определяли время продолжения новициата на 6 месяцев или дольше, согласно оценке настоятеля. Была также возможность сокращения новициата, если кандидат был достаточно зрелым. Конституции добавляли, что на протяжении года новиции, как духовные, так и светские, не могли быть высланы в дальние края, разве что появилась бы такая нужда, принимая во внимания занимаемый пост. Допускается, что намерением законодателя было не нарушать годовую длительность новициата. Вскоре, время его прохождения было определено на один год, на что повлияла булла Иннокентия IV Non solum in favorem 1244 года, которая устанавливала именно такой срок испытания перед монашескими обетами. До конца неизвестно, когда была принята практика годового новициата. Первые следы введения в жизнь этого постановления можно найти в доминиканских конституциях с 1250 г. Более-менее с конца XIII века, не смотря на то, что новициат и далее формально продолжался один год, после принесения монашеских обетов был предусмотрен дополнительный год для духовной формации, обучению псалмодии и литургии. Позднее такой срок был продлен до двух лет, а в некоторых провинциях даже до трех.

Первоначально в Ордене Проповедников ответственным за поиск новых призваний и подготовку новициев к монашеской жизни был каждый конвент отдельно. Только в некоторых особенных случаях небрежения провинциал мог перевести новициев в другой конвент. Орденское законодательство требовало от приоров и провинциалов, чтобы последовательно пополняли ряды ордена. Генеральный капитул в Каркассоне в 1378 году наказывал, чтобы настоятели конвентов выискивали, по крайней мере, одного или двоих новициев в год. Неисполнение этого задания грозило смещением с поста. Тот же самый капитул требовал от приоров, чтобы принимали кандидатов с хорошим образованием и с соответствующими чертами характера. Со временем трудности в исполнении столь высоких требований склонили власти ордена к созданию специальных конвентов, в которых проходили бы новициаты. Генеральный капитул в 1267 году, инициировал процесс продолжительных реформ. На капитуле в 1326 году вернулись к этой идее, поручая провинциалам во время визитации выбирать наилучшие конвенты, в которых могли бы подготавливать младших братьев. Капитул заметил, что некоторые провинции плохо развиваются, поскольку новиции в них проходят плохую формацию. В ответ на это постановление рисская провинция установила монастыри новициата в Пизе, Лукке, Флоренции, Сиене, Перуджи, Орвието, Тоди, Сполето, Витербо, а также в монастыре Святой Сабины в Риме. Другие провинции не обозначили таких монастырей, поэтому в 1336 году генеральный капитул возобновил свое распоряжение. Капитул распорядился, чтобы провинциалы с дефиниторами для прохождения новициата выбрали для своих провинций монастыри со строгими правилами. Для подготовки хорошего проведения реформ, капитул приказал провинциалам прислать статистики о численности конвентов, а также братьев и новициев в конкретных провинциях. На этот раз на постановления капитула ответила тулузская провинция, хотя и способом, который не до конца соответствовал требованиям. Были установлены монастыри новициатов в Тулузе, Памье, Кастре, Лиможе, Бержераке, Байонне и Ажене. Каждый из этих конвентов должен был принять новициев из других монастырей. Однако было введено одно исключение, а именно, если данный монастырь имел более двух новициев или имел только не многообещающих братьев, должен был воспитывать их самостоятельно. Фактически реформы во всем ордене проходили очень медленно, еще капитулы в 1344 и 1378 годах постановляли, чтобы, по крайней мере, многообещающие братья проходили формацию в специально подготовленных для этого конвентах. Практика одного специально выделенного монастыря, в котором проходил бы новициат для всей провинции, появляется только в новой истории.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий