Требования к кандидатам

9/23/2019, No Comment

Из статьи брата Гавла Влодарчика ОР, «Как в средневековье становились доминиканцами?», 2.

Не смотря на то, что быстроразвивающийся молодой Орден Проповедников постоянно нуждался в новых братьях, с самого начала право ордена ставило перед кандидатами высокие требования. Настоятели отдавали себе отчет, что принятие незрелых лиц ослабит жизнеспособность ордена. Блаженный Гумберт Романский писал, что «принятие слабых кандидатов является искушением для них самих, опасностью для душ и пренебрежением к ордену, что приводит к отвержению добрых людей, деградации ордена, порче слабых и к нападкам неприятелей».

Правила обязывали братьев, чтобы не принимали кандидатов, которые не достигли 18 лет. Это было разрывом с монашеской традицией принятия молодых мальчиков в качестве облатов, в пользу принятия кандидатов, имеющих соответствующую подготовку. Эти постановления были смягчены возможностью диспенсации со стороны приора с целью обеспечения соответствующего числа братьев в монастыре. Правдоподобно этими диспенсациями начали злоупотреблять, поскольку известны постановления многих капитул, призывающие не принимать слишком молодых кандидатов, а также требующие наказания за несоблюдение этого правила. Так, например, генеральный капитул 1240 года призывал приоров, чтобы не принимали кандидатов слишком молодых и недоученных. Капитулы римской провинции, а также Прованса предостерегали, чтобы не принимать желающих безоговорочно, особенно если речь идет о возрасте и образовании. В 1246 году, монастырь в Тоди был несколько раз покаран за принятие юношей ниже требуемого законом возраста. Далее, провинциальный капитул Прованса в 1252 г. предостерегал братьев, чтобы не принимали лиц, которые не обещают быть хорошими в будущем, а в 1253 г. покарала приоров из Арля и Пуи за облачение слишком молодых мальчиков. В следующем году капитул запретил принимать юношей слишком молодых, без растительности на лице. С другой стороны братья на капитуле в Витербо в 1250 г. пытались отступить от возрастного ценза, если кандидат был соответствующе образован.

В 1265 г. генеральный капитул позволил провинциалам уделять диспенсации для проэкзаменованных прежде пятнадцатилетних юношей. Такое решение ограничило власть приоров. Было это законно установленное исключение, которое не меняло основного критерия, принятого на 18 лет. Очередные провинции разными способами принимали это правило. В Провансе поддержали это решение в 1267 г., угрожая карами за его несоблюдение. Добавили также оговорку, что только провинциал может дать диспенсацию от принятия недостаточно образованных кандидатов. Капитулы в 1269, 1272 и 1276 годах карали приоров, которые облачали слишком молодых кандидатов. Провинция Ломбардии в 1269 г. запретила принимать, кого бы то ни было ниже 16 года жизни. Ограничила также право приоров из Реджио-Эмилия, Фермо и Виченцы принимать новициев по причине широко распространенной практики облачения слишком молодых и недоученных кандидатов, вплоть до рассмотрения этого вопроса генеральным капитулом. В 1273 и 1280 годах капитулы Ломбардии желали максимально ограничить права диспенсации в этом вопросе. Все время практика должны была отклоняться от законных постановлений, поскольку очередные капитулы Прованса в 1285 и 1293 годах призывали к точному соблюдению правил в этом вопросе. В 1247 и 1278 годах призывали к соблюдению требований касательно возраста, зрелости и образования по отношению к кандидатам, происходящим не из местного населения. Правдоподобнее всего, требования принимать кандидатов после 18 лет воспринималось братьями слишком ригористично. Поэтому в 1323 г. орден снизил требования в этой области, за исключением кандидатов в братья-конверсы. В результате демографического кризиса в середине XIV века появились идеи принимать семилетних облатов, что было отступлением от начальной концепции. Трудно определить, какой была верхняя граница возраста принимаемых кандидатов в средневековье, согласно расчетам, предположительно большинство из них было не старше 25 лет.

Кандидат в орден должен был иметь не только соответствующий возраст, но и здоровье – он должен быть признаться перед братьями, не страдает ли он определенными недугами, которые бы могли затруднить его жизнь в общине. Должен был также иметь соответствующую правовую ситуацию. Будущий доминиканец не мог быть подневольным или женатым. Не должен был иметь долгов, правдоподобно для того, чтобы монашеская община избежала возможных финансовых претензий от кредиторов кандидата. Существовал также запрет принимать «детей с неправого ложа». Даже если такой кандидат получал специальное разрешение на принятие его в монастырь, не мог занимать некоторых постов в орденской иерархии, разве что по специальному разрешению генерального магистра ордена. Кажется, что до XIII века братья не обращали особенного внимания на это требование. С XIV века в актах капитул появляются призывы к соблюдению этого правила. Генеральный капитул в 1342 г. утверждает, что орден может быть подвержен серьезному ослаблению, если будет принимать лиц с предрасположенностью к аморальному поведению. В тридцатых и сороковых годах XIV века капитулы несколько раз призывали не злоупотреблять диспенсациями в этой области. Можно судить, что это правило было часто нарушаемо, поскольку поправка к Конституциям 1346 г. не только запрещает принимать незаконнорожденных детей, но также запрещала уже принятым занимать посты в орденской иерархии без специального позволения. Тем не менее, известно, что таковых кандидатов принимали в орден. Папа Иоанн XXII выдал в 1317 г. в связи с этим 300 диспенсаций, а Климент VI в 1346 году – 50.

Очередным ограничением, принимающим во внимание прошлое кандидата, было распоряжение с особенной осторожностью принимать обращенных, принятое на капитуле в 1233 году. Не смотря на это, приоры монастырей на территориях зараженных ересью, принимали таких кандидатов. Конвент в Медиолане в 1246 г. получил разрешение от папы Иннокентия IV, который недавно наложил на орден обязанность годового новициата, позволение приносить обеты обращенным из ереси новициям даже прежде требуемого года новициата. Первые конституции запрещали также принимать в орден кандидатов, принадлежащим уже к другой орденской семье, разве что согласие выражал провинциальный капитул или генеральный магистр. В случае с цистерцианцами такое разрешение мог уделить только папа. Очередные доминиканские уставы делали невозможным принимать в монастыри беглецов из других конвентов ордена, разве что по специальному разрешению провинциала. В течение веков появились также другие ограничения, связанные с происхождением кандидата. Например, в Испании в конце XV в. ввели ограничение в принятии еврейских обращенных – марранов.

От кандидатов в орден требовалось также элементарное образование. Подобно как в случае с возрастным требованием и тут должны были происходить различные злоупотребления, так как существует множество постановлений капитул, призывающих к соблюдению этого правила. Провинция Испании в 1275 г. приговорила приора монастыря в Кордове к 6 дням поста на хлебе и воде за облачение юноши, который был неграмотен. Римский провинциальный капитул в 1250 г. поручил Бонавентуре, викарию Сполето обучить принятых им неподготовленных юношей. В 1300 г. общины в Тоди и Губбио были наказаны за допущение к формации лиц неподготовленных к монашеской жизни. В 1301 г. капитул призывал к соблюдению права в области возрастного ценза и образования для кандидатов в орден. Приказывал визитаторам отослать неподготовленных новициев домой и записать имена ответственных за их принятие, чтобы следующий капитул мог их наказать. Ломбардские провинциальные капитулы в 1266, 1268, 1280 и 1283 годах указывали, что провинция обременена слишком большим числом братьев, и призывала приоров не принимать бесполезных кандидатов. В 1273 и 1280 годах провинция Ломбардии решилась ужесточить правила касающиеся экзаменации кандидатов к облачению. Сначала у кандидата принимал экзамен капитул, а после еще раз группа старших братьев. Наплыв слишком большого числа молодых юношей стал причиной создания при монастырях грамматических школ, подготавливающих к новициату. Эта практика распространилась в ордене уже в XIII веке. Учителями там были как доминиканцы, так и нанятые миряне. Ученики получали начальное образование и религиозное воспитание, основанное на классических текстах христианской духовности. Учеников грамматических школ называли pueri (seculares), новициев же - fratres novitii, а принесших первые обеты - fratres iuniores или iuvenes. Хотя не все выпускники грамматических школ становились доминиканцами, ведение таких школ помогло ордену удерживать высокий уровень кандидатов к новициату.

Иначе выглядело принятие братьев-конверсов. Миссия ордена требовала, чтобы больше было братьев священников, поэтому как только появлялось слишком большое число конверсов, вводились различные рестрикции, которые должны были вернуть равновесие. Хотя первые Конституции не вводили таких различий, в 1251 г. появились постановления запрещающие провинциалам принимать кандидата в конверсы без согласования этого с приором монастыря, в котором такой кандидат должен был жить. С 1264 г. разрешение принять нового конверса должно было дать две третьи братьев данного монастыря. В 1328 г. это правило было распространено также на голосование над допуском конверса новиция к принесению первых обетов. В 1233 г. генеральный капитул поручил провинциалам, чтобы следили за должными пропорциями между священниками и конверсами в монастырях. Каждый из приоров мог трудоустроить только определенное число братьев-конверсов. Если их было в монастыре больше, они не могли работать на монастырь. Провинциальный капитул Прованса в 1254 г. распорядился уменьшить число братьев-конверсов. Провинциальный капитул Рима в 1305 г. повысил минимальный возраст кандидата на конверса до 20 лет. Однако от этих кандидатов не требовалось начальное образование.

Трудно восстановить численное соотношение братьев-конверсов и священников. Между 1264 и 1293 годами в провинции Прованса в каждом из 12 новооткрытых монастырей жило от 3 до 8 братьев-конверсов. В монастыре в Гамбурге в 1506 г. проживало 42 братьев принявших обеты – священников и клириков, 13 новициев и 6 братьев-конверсов. Правдоподобно такие же пропорции выступали в других монастырях.

Уже первые Конституции запрещали конверсам переходить в клирики. Изменения были введены Раймундом Пеньяфортским, правдоподобно потому, что численность братьев-конверсов стабилизировалась. Переход могло произойти только с позволения генерального магистра. Конверсы, которые становились клириками, получали право голоса и возможность занять руководящий пост. В 1369 г. генеральный капитул постановил, что таковая возможность может быть реализована только спустя 5 лет от изменения положения. В 1388 г. генеральный капитул добавил, что такой брат получит право голоса только после рукоположения. Обсервантская провинция Испании в 1496 г. запретила братьям-конверсам переходить в клирики, даже если бы они имели дворянское происхождение.

Идеального кандидата в орден можно бы было характеризировать как зрелого, здорового, свободного, с документами о происхождении, с урегулированной материальной ситуацией и без обязательств по отношению к другим орденам, а также владеющего основами латыни. Гумберт Романский писал, что иногда можно принять кандидата, который не отвечает всем требованиям касающихся образования, поскольку много занятий в монастыре не требуют особенных квалификаций. Для таких должностей, как эконом или кантор достаточно соответствующих натуральных умений. Поэтому как в отношении требований к кандидатам, так и касательно других требований Конституций, братья могли использовать право диспенсации.

В орден вступали кандидаты изо всех социальных слоев. В свободных городах Германской Империи, Фландрии или Италии братья происходили главным образом из низшего дворянства или средне обеспеченного мещанства. Братья-конверсы происходили главным образом из крестьян. В Германии с XIII в. доминиканцы были очень популярны в среде аристократии, так что большинство влиятельных семей отдавала в орден одного или более сыновей. В средневековой Польше доминиканцы были очень популярны в обществе, а братья происходили главным образом из мещанских слоев. Выглядит так, что существовали четыре социальные группы, из которых доминиканцы рекрутировали наибольшее число новых членов: епархиальный клир, студенты университетов, ученики школ (особенно доминиканских) и мещане. О рекрутации же из рыцарства и крестьянства известно мало. Трудно установить, сколько новициев прибывало в монастырях. Подсчитывают, что даже в больших и обеспеченных монастырях, как например, в Кракове, Вроцлаве, Гданьске, Познани или Торуне число новициев редко превышало десять человек. В меньших обителях, кажется, что и численность должна была быть низшей и правдоподобно не в каждом году открывали новициат. Под конец XV в. число призваний в Польше начало снижаться, поэтому власти провинции на капитуле в 1463 г. призывали к стараниям о новые призвания. Обещали, что если кто-либо из братьев найдет десять новых кандидатов, будет включен в число «юбилятов». Этот титул до сих пор признается братьям, которые прожили в Ордене 50 лет. Исполнение этого задания должно было быть для братьев проблематичным, поскольку капитул в 1507 г. снизила требования до шести новициев. Следует также помнить, что в процессе прохождения новициата часть кандидатов отходила.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий