Церемония облачения

10/10/2019, No Comment

Из статьи брата Гавла Влодарчика ОР, «Как в средневековье становились доминиканцами?», 3.

Новициат в Ордене Проповедников начинался с облачения кандидата. Церемонии предшествовал экзамен. Трое опытных монахов, назначенных приором, разговаривали с кандидатом на латыни, спрашивали о его прошлом, оценивая признаки его характера и проверяя, не имеет ли он какого-либо препятствия для начинания новициата. Если они принимали позитивное решение, информировали об этом приора, который назначал день, когда его представляли всему конвенту. Это было проявление демократической структуры ордена.

Во время церемонии облачения кандидаты ложились лицом к земле. Приор спрашивал их: «Что ищите?», а они отвечали: «Милосердия Божьего и вашего». Тогда приор говорил им, чтобы встали. После этого спрашивал еще раз, искренне ли они хотят вступить в орден и не существует ли для этого какое-либо законное препятствие. Потом он говорил им о тягостях жизни в ордене и припоминал, что кроме целомудрия и сдержанности, добровольной бедности, смирения и послушания они будут соблюдать иные требования – пост от ранней осени до Пасхи, постоянное воздержания от мясной пищи, сон без матраса, ношение шерстяных, а не льняных облачений. Также они не смогут носить при себе деньги, ездить верхом, и для своего содержания будут просить милостыню. Если кандидат соглашался на все требования ради Бога и царства небесного, приор назначал ему время испытания, после которого с согласия конвента он сможет принести обеты. Он также информировал кандидата, что в любой момент продолжения новициата он сможет по собственному желанию оставить общину, или, если братья будут иметь к нему какие-либо претензии, он может быть не допущен к обетам.

После этого приор вместе с магистром новициата (настоятелем новициев) помогали кандидату снять светский наряд и одевали его в монашеское облачение, которое приор благословлял и освящал. Потом формировали процессию и с капюшонами на головах, при пении Veni Creator Spiritus все направлялись в храм. Там, пред алтарем братья обнимали ново облаченного новиция и передавали ему поцелуй мира, после чего продолжалась литургия. После окончания обрядов новицию выстригали тонзуру. Сразу после этого он должен был сложить свое светское платье и другие предметы в депозит, так чтобы он имел только то, что принадлежит ордену. С момента облачения начиналось формальное время новициата. Весь обряд должен был быть для братьев очень важным, поскольку известно решения капитул сурово карающие за несоблюдение такового. Генеральный капитул в 1313 г. наказал брата Николая из Рима, который облачил двоих юношей во время своего путешествия из Англии во Францию. За опущение экзамена и голосования капитула над кандидатами он был приговорен к лишению всех привилегий и выслан в конвент на Сардинии на 2 месяца, с наказанием, предусмотренным за тяжкие вины. Нетипичным способом облачения без предваряющего экзамена была распространенная в средневековье благочестивая практика облачения на смертном одре. Особа, облаченная таким образом, пользовалась духовными привилегиями ордена и воспринималась как полноправный член – приносила обеты, её хоронили в облачении на монастырском кладбище. Среди доминиканцев эта практика была даже более популярной, чем в ордене францисканцев.

До XVI в. не практиковалось изменение имени связанное со вступлением в орден. Братья пользовались именем, полученном при крещении, добавляя место происхождения: Иордан Саксонский, Иоанн Верцельский или Фома Аквинский. Среди братьев, которые совершили паломничество в Святую Землю, распространился обычай добавлять к своему имени места, которые они посетили. Ранним примером этого является Рикольдо Пеннини, который принял имя Рикольдо да Монте Кроче. Он решился принять это прозвище, когда в 1289 г. стал на горе Голгофе. Это событие должно было произвести на него огромное впечатление, так что он ожидал, что «умрет либо от скорби, либо от счастья». В XV в. братья-обсерванты начали подписывать свои труды, добавляя какое-либо благочестивое прозвище, как например Иоанн от Святого Духа, Варфоломей от св. Доминика или Себастьян от Креста.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий