Испытания совершенных

9/26/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХLV.

Сейчас Я расскажу тебе о совершенных и о постановлениях моего провидения для того, чтобы сохранить их в этом состоянии, для испытания их совершенства и безустанного его развития. Ибо в этой жизни никто не совершенен настолько, чтобы не мог стать еще более совершенным. Вот один из многих способов, которые Я использую, чтобы побуждать это развитие. Истина моя изрекла: Я – истинная виноградная лоза, а отец мой – виноградарь, вы же – ветви (Ин 15,1.5). Кто пребывает в Нем – истинной виноградной лозе, происходящей от Меня, Отца, и следует за Его учением, приносит плод. Чтобы плод ваш был изобилен и совершенен, Я обрезаю вас множественными невзгодами, оскорблениями, обидами, насмешками, порицаниями, словами, поступками, голодом, жаждой, согласно тому, что нравится благости моей, и что каждый способен вынести. Ибо невзгоды – неопровержимое знамение, которое позволяет судить о совершенстве или несовершенстве любви в душе.

Обиды и страдания, которые Я ниспосылаю на служителей моих, упражняют их в терпении и воспламеняют в них огонь любви, посредством сочувствия с душою обидчика; ибо они более чувствительны к оскорблению, нанесенному Мне и к потерям своих гонителей, чем к собственным обидам. Так поступают те, кто находится в состоянии огромного совершенства и которым все способствует к развитию; поэтому ради их блага Я ниспосылаю все, что их встречает. Я воспламеняю в них стимул голода спасения душ, который наказывает им днем и ночью стучать во врата моего милосердия, в полном забвении себя, как Я изложил это тебе в связи с состоянием совершенства. Чем больше они теряют себя, тем больше находят Меня.

Где они Меня ищут? В моей Истине, совершенно следуя путем святого учения. Они читали её сладостную и славную книгу и узнали, что Сын мой, желая быть послушным моему постановлению и показать, как сильно любит мою славу и род людской, поспешил среди страданий и унижений к столу святейшего креста, где жертвой своей соделал питанием своим род людской; так своими страстями и любовью к людям засвидетельствовал предо Мной, как сильно любит славу мою.

Возлюбленные сыны мои, которые достигли состояния наивысшего совершенства, показывают Мне также своим упорством, своими бдениями, своим смирением и постоянными молитвами, что любят Меня по-настоящему и хорошо изучили книгу моей Истины, так как следуют её святому учению, перенося все, страдания и труды, ради спасения ближнего. Ибо не нашли иного, кроме этого, способа показать Мне любовь, которую питают ко Мне. Все другие способы, которыми они могли бы доказать свою любовь, заключаются в этом главном способе, которым является разумное творение. Как Я сказал тебе в другом месте, всяческое благо, которое можно совершить, исполняется через ближнего, ибо хорошо поступать можно только в любви ко Мне и к ближнему. Все, что совершается вне любви, не может быть благим, хоть бы и поступки эти были добродетельны (ср. 1Кор 13,1-3). Точно также и зло совершается при посредничестве ближнего, при отсутствии любви. Тогда понимаешь, что через это посредничество, которое Я им дал, слуги мои являют свое совершенство и чистую любовь, которую питают ко Мне, постоянно заботясь, среди многих страданий, о спасении ближнего. Поэтому Я очищаю их невзгодами, чтобы они приносили более щедрые и сладкие плоды. Благоухание их терпения возносится ко Мне.

Сколь же сладок и мил этот плод, сколь полезен душе, которая страдает без вины! Если бы она могла это видеть, не было бы страдания, которого бы она не искала с рвением и не переносила с радостью. Чтобы наделить этим сокровищем моих возлюбленных сыновей, Я обременяю их тяжкими трудами, чтобы не ржавела в них добродетель терпения. Если бы они постоянно не использовали её, то в момент, когда нужно бы было её использовать, увидели бы, что она покрыта ржавчиной нетерпения, которая пожирает душу.

Иногда Я прибегаю ради них к милому обману, чтобы удержать их в смирении. Усыпляю в них душевные силы до такой степени, что ни их воля, ни чувства не ощущают ничего, разве что столько, сколько спящие люди; не говорю мертвые, ибо в душе совершенной чувственное ощущение может дремать, но не умирает и если душа охладеет в упражнении и в пламенности своей жажды, пробудится более неистовое, чем когда бы то ни было. Пусть же никто, хоть бы он был совершеннейшим, не доверяет чувствам; все должны пребывать в святом страхе предо Мной. Много тех, кто жалко падает, а не стали бы падшими, если бы имели больше недоверия. Говорю, что чувства кажутся спящими. Поскольку они перенесли огромные испытания без волнений, склонны думать, что уже ничто их не обеспокоит. И вдруг, какая-то мелочь, которая сама по себе – ничто, и над которой позднее будут смеяться, будоражит их чувства до такой степени, что они сами изумляются. Так распоряжается мое провидение для развития души, ведя её в долину покаяния. Душа, уже более рассудительная, возносится превыше себя, и не ища оправдания, с ненавистью и угрызениями наказывает свое чувство, и в результате оно более совершенно успокаивается.

В некоторых из моих великих служителей мое провидение оставляет жало, которое познал дражайший апостол Павел, мой избранный сосуд. Хотя он получил учение моей Истины в бездне вековечного Отца, Я оставил ему жало и противление плоти (ср. 2Кор 12,7).

Разве не мог Я избавить Павла и служителей моих от этого жала? Несомненно. Почему же провидение мое не сделало этого? Чтобы увеличить их заслуги и сохранить их в познании себя, из которого они черпают истинное смирение. А также, чтобы соделать их исполненными любви к ближнему и сочувствующими их страданиям (ср. Евр 4, 15. 5,2-3). Будут иметь больше сострадания к подверженным страстям, зная о них из собственного опыта. Укрепят они в себе любовь и будут стремиться ко Мне, помазанные истинным смирением и воспламененные огнем божественной любви. Этим способом и множеством других приходят они к совершенному соединению, как Я сказал тебе; к соединению столь полному и к такому познанию моей благости, что еще, будучи в смертном теле вкушают блаженство бессмертных. Пребывая в темнице тела, кажутся себе свободными. Поскольку познали Меня больше, сильнее меня любят. Кто сильно любит, тяжко страдает; поэтому с возрастанием их любви, возрастают их страдания.

А что же причиняет им страдание? Ни причиненные им обиды, ни телесные болезни, ни происки дьявола, ни какие бы то ни было невзгоды, которые могли бы с ними лично случиться. Ничто из этого не может их огорчить. Скорбят они только из-за причиненных Мне обид, ибо видят и знают, что Я достоин того, чтобы Меня любить и Мне служить; скорбят они из-за потерь душ, которые утопают во мраке мира и пребывают в столь огромном ослеплении. В этом соединении, которое душа совершила со Мною в любви, видит она и познает во Мне невыразимую любовь, которую Я питаю к творениям; видит она, что они являются моим образом и окружает их любовью ради любви ко Мне. Поэтому чувствует невыносимую боль, когда видит, что они сторонятся моей благости. Столь огромно это мучение, что все другие мучения по сравнению с этим бледнеют и кажутся ей ничем, как будто бы не она их испытывала.

Распоряжением моего провидения Я сам являюсь моим слугам. Являю им в себе, с огромной скорбью, бесправие и нищету мира, осуждение душ в целом и в частности, согласно тому, как угодно благости моей, чтобы они возрастали в любви и страдании. Побуждаемые так огнем жажды, они взывают ко Мне с огромным упованием, просвещенные светом святейшей веры, прося моей помощи для стольких несчастных. Так мое божественное провидение, побежденное скорбной, сладостной и беспокойной жаждой моих слуг, удовлетворяет нужды мира и одновременно укрепляет их самих и возносит их к более глубокому познанию Меня и к более совершенному соединению со Мною.

Как видишь, много есть путей и различных способов, которыми Я веду совершенных. Пока они живут, всегда способны возрастать в совершенстве и в заслугах. Поэтому Я очищаю их от всяческого неупорядоченного себялюбия, духовного и временного; бичую их многими ударами, чтобы приносили более щедрые и лучшие плоды. Огромна их скорбь при виде наносимых Мне оскорблений, которая лишает душу благодати, оставляет в тени всякие другие чувства, так, что все страдания этой жизни кажутся им ничем пред таким мучением. Поэтому они не беспокоятся ни о страдании, ни об утешении; им все равно. Они не алчут утешений, не любят Меня любовью наемника. Они ищут хвалу и славу имени моего.

Видишь теперь, дражайшая дочерь, что провидение мое распространяется на все разумные творения, что способы, которые Я использую, восхитительны, а случаи, которые представляю – бесконечны. Люди тьмы не знают их, ибо тьма не может понять свет. Могут познать их только те, кто имеет свет, более или менее совершенный, согласно степени света. Свет этот душа обретает в познании себя, чтобы с непримиримой ненавистью восстать против тьмы.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий