Рыцари-разбойники и еретики (1179-1215)

9/30/2019, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», «Дело мира и веры» на юге Франции (1203-1215), II.

Сочетание слов pax et fides в начале XIII века выступало не только в формуле, которую мы только что привели; оно встречалось повсюду. Иногда оно было редуцировано до этих двух слов: causa pacis et fidei, ordinare quae pacis sunt ac fidei, inimicus (subvenior, turbator manifestissimus) pacis et fidei. Иногда более расширено, иногда менее. Тулуза в 1213 году должна была оставаться in pace Ecclesiae et unitate fidei catholicae. Альбигойская территория в 1215 году управлялась in fide catholica et pace fraterna. В начале 1213 года прелаты, собравшиеся в Лавор, заключили, что, не смотря на примирение 1209 года, граф Тулузы вместе с еретиками и рыцарями, чинящими разбой на дорогах, а также с другими сеющими заразу людьми, не переставали нападать на Божью Церковь и все более жестоко вредить христианству, вере и миру. Это была уже не первая запись пары слов «еретики и рыцари-разбойники» выступающая в тесной связи с парой «вера и мир». Появляющиеся в последней четверти XII века термины «еретики и рыцари-разбойники» указывают на одну из первейших причин сближения действий в защиту веры с действиями в защиту мира, предпринимаемые Церковью в Лангедоке на протяжении двух веков.

Не стоит тут припоминать, что оба эти направления деятельности Церкви во имя мира и во имя веры, имеют свою старинную историю, особенно в Лангедоке, где они и зародились: первый эпизод – в конце Х века, второй – в половине XII. Божий Мир, замененный в эту последнюю эпоху во Франции Королевским Миром, сохранил в Лангедоке, благодаря стараниям епископов, всю свою жизненную силу, не смотря на действия графа Тулузы (1191) или короля Арагона (1202-1205). Так как конкурирующие там между собой светские силы не были в состоянии обеспечить мир, укротить насилие, чинимое князьями, баронами и бунтующими, борющимися за автономию городами. Кроме того, нужно было остановить разбой бродячих рыцарей, чинящих грабеж на дорогах: из Арагона, Брабанта, Гаскони, Наварры, которых нанимали князья, чтобы восполнить собственные войска, поредевшие в результате отсутствия дисциплины. Нанятые рыцари, оставленные после окончания военных действий собственной участи, увеличивали своими разбоями урон, нанесенный в результате войны. Отсюда старания епископов с 1170 года, направленные на обновление мирных постановлений и присяг. Отсюда также народные движения, например движение «скрытых капюшонами» или движение «мира Пресвятой Девы Марии» из Пюи, вступившее в борьбу против феодалов (1182-1183). В 1179 году Латеранский Собор, которой среди прочего занялся вопросом разрешения напряженности на юге Франции, посчитал необходимым огласить семь канонов на тему христианского мира и порядка (каноны XXI-XXVII). Два первых статута заключали классические формулировки о перемирии и Божьем Мире, последний же из них был полностью оригинальным. Он определял действия духовных и светских, присущие обоим положениям, направленные против еретиков и разбойников. Безбожное насилие этих последних, грабящих и уничтожающих все, не взирающих ни на пол и возраст людей, ни на сакральный характер предметов и мест, находящих как сарацинские захватчики языческое наслаждение в святотатстве, делали их подобными еретикам. Установленные там законы священной войны не делают различия между обоими видами врагов. Эти постановления начали воплощать в жизнь в Лаворе.

С этого времени соединение еретиков с разбойниками стало повсеместным. Архиепископ Понс из Нарбонна и его суфраганы в 1179 году отлучили их от Церкви одновременно. Синод в Монпелье в 1195 также оптом предал анафеме «всех еретиков, арагонцев, банды грабителей, разбойников, как и тех, кто поставляет им оружие… вплоть до сарацин». В 1209 году синод в Авиньоне требовал, чтобы «разбойники были отлучены, как и еретики, и даже раньше всех других, и чтобы были отовсюду гонимы всеми верующими». Мы видели, что основным обвинением против графа Тулузы было его непослушание и медлительность в изгнании еретиков и рыцарей-разбойников, от которых он обещал очистить свое наследие, в то же время он был склонен даже держать их при себе. Падение графства Тулузы в 1213 году повлекло за собой повсеместную акцию против еретиков и разбойников. «Почти все люди знают – сообщает в 1215 году IV Латеранский Собор – как трудилась Церковь, чтобы при помощи проповедников и крестоносцев уничтожить еретиков и разбойников в нарбонской провинции, а также в соседних регионах. Благодаря этим трудам весь край сейчас «управляется так, чтобы все могли стремиться к своему, спасаться в католической вере и жить в братском мире». Очевидно, что Собор разделял тут уверенность Иннокентия III; если еретики были в этом тексте тесно связаны с разбойниками, которые были в полном значении этого слова, нарушителями мира, то потому, что все эти «разносящие заразу люди не останавливаются на грабеже наших благ, но действуют на нашу погибель, не ограничиваются тем, что острят языки на погибель душам, но и подносят руку на тело – развратители душ и убийцы тел».

Живая реакция Церкви на безбожное насилие, чинимое отрядами бродячих рыцарей, более или менее похожих на разбойников, рыцари, которые в качестве наемников участвовали в непрерывных войнах, позволяют вообразить себе природу этого отношения к еретикам. Эта своеобразная идея спасения человека, объединяющая правоту и единство в вере с братской любовью, ведет к единству negotium pacis et fidei, направленному против еретиков и разбойников.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий