Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХLIVb.
Почему Я подвергаю стольким мучениям и давлениям эту душу, окруженную столькими неприятелями? Не для того, чтобы она утратила сокровище моей благодати, но чтобы даровать ей высшее понимание моего провидения, чтобы доверилась Мне, не себе, чтобы восстала от беспечности и ревностно прильнула ко Мне – своему защитнику. Я её заботливый Отец, беспокоюсь о её спасении, поэтому желаю, чтобы она была смиренной и признала то, что не существует благодаря себе самой, но что существование и благодать сверх существования она получает от Меня – своей жизни. Душа учится познавать эту жизнь и открывать мое провидение в этих битвах, благодаря огромному освобождению. Ибо Я не заставляю её непрерывно пребывать среди этих испытаний: они приходят и уходят, согласно тому, что Я посчитаю полезным. Иногда душе кажется, что она пребывает в аду и вдруг, без какого-либо усилия, без какого-либо действия с её стороны, чувствует себя свободной и имеет предвкушение вечной жизни. Нисходит на нее огромная радость. Кажется душе, что Бог, пламенея огнем любви, зовет её, когда она размышляет о моем провидении. Она видит, что избежала огромной бури, без какого-либо усилия со своей стороны. Свет снизошел на неё неожиданно, когда она и не думала о нем, только благодаря моей невыразимой любви, которая сама пришла на помощь, когда та уже выбилась из сил.
Почему же тогда, когда она предавалась молитве и другим обычным практикам, Я не ниспосылал её свет, который бы рассеял мрак? Потому что, будучи еще несовершенной, она могла бы в своих практиках приписать себе то, что её не принадлежит.
Видишь теперь, что несовершенный, предпринимая усилия в борьбе, приходит к совершенству, поскольку именно вовремя этой борьбы испытывает мое божественное провидение. Только теперь он испытывает то, что перед этим думал, что будто бы испытывает. Я утверждаю его испытанием, тогда он, познав мою благость в божьем провидении, зачинает совершенную любовь, и тем самым возносится превыше любви несовершенной.
Я использую еще одну святую хитрость, чтобы вывести душу из несовершенства. Я позволяю ей воспылать особенной духовной любовью к какому-нибудь творению, кроме общей любви, которую он должен питать ко всем. Таким образом, душа упражняется в добродетели, постепенно выходит из своего небрежения, отнимает сердце у других творений, которые любят чувственно, у отца, матери, сестры, брата; очищает сердце от всяческих вожделений и любит их только ради Меня. При помощи упорядоченной любви, которую Я ей уделяю, она вытесняет любовь неупорядоченную, которую питала к творениям и тем самым, как видишь, удаляет это несовершенство.
Но существует еще одно последствие этой духовной любви: душа исследует, совершенным ли образом или еще нет, она любит Меня и то средство, которое я использовал. Я хотел с помощью этой любви подвергнуть душу испытанию, давая ей способность отдать себе отчет в ценности своей любви. Если бы она не испытала любовь и не ощутила бы отвращения к самой себе, не радовалась бы тому, что имеет в себе от Меня. Таким вот способом она познает свою любовь, которая, как Я сказал тебе, еще несовершенна. Несомненно, если её любовь ко Мне несовершенна, должна быть также любовь, которую она питает к разумным творениям. Ибо совершенная любовь к ближнему зависит от совершенной любви ко Мне. Та самая мера совершенства или несовершенства, которую душа вкладывает в любовь ко Мне, находится в любви, которую она питает к творению. Как же она распознает это таким способом? По многочисленным признакам. Даже, если бы она хотела открыть око разума, немедленно бы это заметила и подтвердила опытом. Поскольку, однако, в другом месте Я изложил тебе это более пространно, расскажу тебе это в нескольких словах.
Случается, что какая-то душа полюбит кого-то особенной любовью. И вдруг замечает, что напряжение любви слабеет. Обычные встречи, в которых она находила столько утешения и сладости, стали более редкими. Возлюбленная особа чаще встречается с кем-то иным. Печаль по этому поводу приводит душу к познанию себя. Если она хочет идти за светом и рассудком, она будет любить более совершенным образом это творение, которое Я дал ей как посредника. Она поймет, что благодаря познанию себя и благодаря ненависти, которую питает к собственному чувству, она преодолеет свое несовершенство и сможет придти к совершенству. Тогда её любовь будет становиться все более совершенной, все более сильной, не только по отношению к твореньям вообще, но и к этому конкретному творению, которое дало ей мое благое провидение, чтобы побудить её к ненависти к себе и к любви к добродетели на этом пути паломничества; если она не будет столь глупа, что впадет во время страдания в замешательство и духовное разочарование и предаст себя печали сердца, отказавшись от упражнений. Было бы это опасным: уничтожению и смерти подвергло бы душу то, что Я дал ей для жизни. Она не должна так поступать. Но с огромным рвением и смирением пусть признает себя недостойной утешений, которых жаждала и которых лишилась. Пусть взвесит в свете веры, что добродетель, которая должна быть главным возбудителем любви, в ней не уменьшилась. Пусть возбудит тогда жажду переносить всяческие страдания, откуда бы они ни пришли, ради хвалы и славы имени моего. Таким образом, она исполнит в себе мою волю и получит плод совершенства. Чтобы привести её к этому свету совершенства, Я допускаю как борьбу, так и это средство, как и любые другие случаи.
Вот способы, которые использует мое провидение по отношению к несовершенным. Есть и много других: человеческий язык не был бы способен выразить их число и разнообразие.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий