Теоложки-еретички (продолжение)

9/05/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 7.b.

In causa fidei – это тяжкое обвинение. О каких правонарушениях сообщили молодые бегинки?

Речь шла, прежде всего, о недовольстве необычайно суровыми аскетическими практиками (кроме прочего это было бичевание кожаными ремнями и острыми уздечками или царапанье тела ткацким гребнем). Принуждение молодых девиц к таким практикам и вызвало конфликт.

Но это не удовлетворило пытливость Иоганна Швенкенфельда. Он задавал шестнадцати допрашиваемым женщинам много вопросов касающихся веры и отступлений от таковой. Касались они, например работы в воскресенье, но затрагивали также очень важные обвинения в исповедании т.н. ереси Вольного Духа.

Это была настоящая ересь или вымышленная теоретическая конструкция?

Скорее конструкция, которая преследовала цель описать огромное число религиозных явлений наблюдаемых в Европе. Видим в те времена растущее число групп мистиков и мистичек, ищущих обновление христианства вне течений, предлагаемых Церковью. Первым проявлением таких исканий было оставаться в церкви после окончания святой мессы, чтобы помолиться индивидуально. Священники смотрели на это и не понимали: почему собственно эти люди нуждаются в чем-то кроме таинств? А миряне хотели найти в сильно иерархически устроенном обществе собственное пространство, в котором бы могли жить в общине, работать, молиться – независимо от контроля духовных властей.

Эту независимость Вьеннский собор (1311-1312) назвал ересью Вольного Духа и официально осудил. Singularis vitae – то есть жизнь вне уставов, отцы собора восприняли как нечто очень опасное. Взгляды, проповедуемые еретиками, они описали в восьми пунктах в документе Ad nostrum, включенным позднее папой Иоанном XXII в кодекс канонического права. В этих восьми пунктах были описаны скорее характерные черты лиц, которые могли быть подозреваемы в ереси, в то же время не существовала какая бы то ни было конкретная группа, которая исполняла бы все условия.

Думаю, что стоит привести все осужденные тезисы полностью:

1. Человек, в своей временной жизни, способен достичь такого уровня совершенства, который делает его безгрешным – и не нуждается в какой бы то ни было дополнительной благодати от Бога.

2. Человек, который достиг такого уровня совершенства, не обязан ни молиться, ни поститься, поскольку в этом состоянии его влечения и чувственность подчинены духу и разуму, вследствие чего он может свободно угождать вожделениям плоти.

3. Человек, который достиг этого состояния совершенства, не обязан подчиняться какой бы то ни было временной власти, равно как и быть послушным Церкви.

4. Человек может достичь в этой жизни состояния блаженства равного блаженным в небе.

5. Душа находится по своей природе в состоянии блаженства и не нуждается в свете Божьей благодати, чтобы быть допущенной к созерцанию Бога.

6. Добрые дела обязательны только для людей несовершенных, в то время как душа человека, который достиг совершенства, не нуждается в таковых.

7. Целование женщины является смертным грехом, поскольку не вытекает из природы; с другой стороны, половой акт нет, особенно под влиянием вожделения, поскольку он натурален.

8. Человек, который достиг состояния совершенства, во время подношения Тела и Крови Христа не должен им поклоняться, поскольку размышления о таинстве Евхаристии было бы проявлением несовершенства и сошествием с уровня наивысшего созерцания.

Поскольку эти пункты были оглашены собором, инквизиторы должны были ими руководствоваться. Прекрасно знал их Иоганн Швенкенфельд и именно на их основе, составил формуляр допроса бегинок из Швейдниц.

окончание

No Comment

Отправить комментарий