Теоложки-еретички

8/19/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 7.а.

(Интервью берет Мачей Мюллер)

В нашем разговоре о Местере Экхарте была затронута тема общин бегинок и бегардов четырнадцатого века. Миряне, которые организовывали свою духовную жизнь согласно собственным идеям, были новым, неизвестным явлением, к которому Церковь присматривалась с недоверием…

Да, рождалась новая форма благочестия, выражающаяся в индивидуализме, в личной молитве, в жажде личного контакта с Богом. Именно об этом писала Маргарита Порете, с творчеством которой столкнулся Мастер Экхарт.

Как выглядела жизнь этих общин?

Источники позволяют нам проследить повседневную жизнь бегинариев, то есть общин бегинок. Мы знаем, что эти женщины жили в общине и занимались в основном ткачеством и другими работами на дому – для собственных нужд и на продажу. Вне работы практиковали молитву; каждая община имела свою мастерицу, ответственную за духовную жизнь.

Следует помнить, что средневековье не знало открытых орденов в нашем понимании. Существовали исключительно ордена монахинь в закрытых монастырях. Бегинки создали пример действенной жизни, соединенной с созерцательной.

А что означает название этих общин?

Историки имеют касательно этого различные мнения. Одни вспоминают о традиции связанной со св. Бегой, дочерью Пепина Старшего (VII в.), другие исследователи – старогерманское слово beggen – просить милостыню, а еще одни – старофранцузское bege, означающее цвет некрашеного платья из сурового сукна.

Маргарита де Порете была приговорена к сожжению. Были ли гонения на бегинок и бегардов общеевропейским явлением?

Происходили таковые в Германии, главным образом в Кёльне, где необычайно энергично действовала епископская инквизиция. Па польских территориях произошли процессы над бегинками в Швейдниц* и над бегардами в Кашчорке около Торуня, известно также об интересе Церкви к общине бегрдов на территории краковской епархии (для их проверки был вызван чешский доминиканец Генрих Харрер). У нас, однако, костров не жгли.

Были ли бегинки еретичками? Почему вообще ими интересовалась инквизиция?

Что ж, мы можем что-либо судить об этом деле только благодаря необычайно ценному памятнику – сохранившемуся до сих пор в архиве Ватикана протоколу допроса бегинок из Швейдниц. Он имеет форму длинного, почти двухметрового свитка (rotulus). Это бесценная уникальность, исследуемая учеными всего мира; публикации на тему процесса бегинок из Швейдниц появляются от Америки до Японии. Кроме этого процесса мы знаем в подробностях только один: славный процесс еретиков из Монтайю (Montaillou), который вел инквизитор Жак Фурнье, будущий папа Бенедикт XII.

Как же дошло до того, что бегинок из Швейдниц преследовал инквизитор? Произошло нечто довольно обычное во всех общинах: молодые бегинки поссорились со старшими, более опытными. В результате некая Ядвига из Бреслау вместе с Маргаритой Вышивальщицей направили донос о совершении преступления in causa fidei (в вопросах веры) инквизитору из Бреслау, которым был в то время доминиканец Иоганн Швенкенфельд. Донос касался сестры Гертруды, которая пребывала в бегинарии уже 28 лет, и Анны Слепой с 26-летним опытом.

Согласно инквизиционной процедуре Швенкенфельд в такой ситуации был обязан инициировать первый этап процесса, то есть examinatio – допрос. Который состоялся 7-12 сентября 1332 года в главной трапезной тамошнего монастыря. Была созвана комиссия, в которой заседали трое доминиканцев, трое францисканцев, нотариус, приходской настоятель и сам инквизитор.

* Schweidnitz, Нижняя Силезия, ныне территория Польши. В переводе используем немецкие названия интересующих нас городов: Швейдниц (Свидница), Бреслау (Вроцлав), прим. переводчика.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий