Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХLIVa.
Знаешь ли ты, дражайшая дочерь, какой способ Я использую, чтобы вытащить несовершенную душу из её несовершенства? Иногда Я испытываю её множеством назойливых и разнообразных мыслей и бесплодием духа. Тогда ей кажется, что она полностью Мною оставлена, что не привязана ни к чему: ни к миру, поскольку по существу его не любит, ни ко Мне, ибо не имеет в себе никакого чувства, кроме некой склонности воли, чтобы Меня не оскорблять.
Этих врат свободной воли Я не позволяю открыть неприятелю. Дьяволу и другим врагам человека позволено выламывать другие врата, за исключением этих главных врат, от которых зависит доля города души. Охрану этих врат Я доверил свободной воле. Я создал волю свободной; в е власти сказать да или нет, согласно с её предпочтением.
Много врат имеет этот город. Но три из них – наиважнейшие. Главные те, о которых Я тебе сказал, воля: они неприступны, если сама не хочет поддаться, и охраняет двое других врат, которыми являются память и разум. Если воля согласится, входит враг, себялюбие, с другими неприятелями, которые вступают за ним. Тогда разум охватывает мрак, враг света. Памятью завладевает ненависть, благодаря вспоминаемым обидам, которые являются врагами любви к ближнему; овладевают ею воспоминания тысяч мирских утех, столь многочисленных, как разнообразны грехи, которые являются врагами добродетелей.
Как только сдадутся эти врата, открываются все другие входы, чувства тела, которые являются инструментами отвечающими силам души. Неупорядоченное вожделение человека, которое открывает свои врата, соединено с теми инструментами, которые кроме того заражены порчей воли и все их действия – скверны.
Око причиняет только смерть, ибо всматривается в мертвые предметы, на которые не должно смотреть, бесстыдным взглядом с вызывающим выражением, свидетельством тщеславия и испорченности сердца. Таким образом, человек становится для самого себя и для других причиной смерти. О, несчастный! Я дал тебе все, чтобы ты взирал на небеса. Краса моих творений должна была привести тебя ко Мне, чтобы ты созерцал мои тайны, а ты смотришь в грязь и нищету, из которых черпаешь смерть!
Ухо также наслаждается вещами негодными, слушает о поступках ближнего, чтобы его осудить. Я дал их ему, чтобы слушал мои слова и узнавал о нуждах ближнего.
Я дал человеку язык, чтобы провещал мое слово и исповедовался в своих прегрешениях, а также способствовал спасению душ. А он использует его, чтобы оскорблять Меня, своего Творца и губить ближнего. Паразитирует на его славе, ропщет против него, очерняет его благие деяния, а поощряет злые. Проклятия, лживые свидетельства, распутные слова, опасные для него и для других, вот преступления языка. Разве не язык извергает слова презрения, которые пронзают сердце ближнего, как меч и вызывают его гнев? Сколько же несчастий, сколько человекоубийств, сколько блуда, сколько гнева, ненависти и пустой траты времени произошло по вине языка (ср. Иак 3,6).
А разве обоняние тоже не грешит неумеренными наслаждениями, которые ищет в том, что испытывает? А вкус со своей ненасытной алчностью, с необузданной жадностью, вечно жаждущий многих и разнообразных блюд, заботящийся только о наполнении чрева! Бедная душа не замечает, что открывает, таким образом, врата всем злоупотреблениям, что избыток пищи разжигает в её хрупком теле неупорядоченные желания, которые убивают её саму.
Руки находят удовольствие в краже чужого добра и в безобразном, блудном прикосновении, эти руки, которые Я сотворил, чтобы служили ближнему в болезни и помогали ему милостыней в беде. Ноги Я дал человеку, чтобы они служили его телу и носили его в святые места или туда, куда зовет его собственная или чужая польза, ради хвалы и славы моего имени, а он использует их, чтобы бежать к местам погибели при каждой возможности согрешить, интриговать и непристойно забавляться, втягивать во зло себя и других, согласно предпочтению своей необузданной воли.
Все это Я сказал тебе, дражайшая дочерь, чтобы ты имела причину плакать, видя в какую нищету впал благородный город души, и чтобы ты осознала, сколько зла проникает через главные врата воли. Я, однако, не позволяю ни одному из врагов преодолеть их порог, но, как и сказал тебе, допускаю, чтобы они выламывали другие. Поэтому позволяю, чтобы разум охватила тьма духа; поэтому и память способна иногда терять воспоминания обо Мне. Иногда вся чувствительность, все чувства тела, кажутся втянутыми в вихрь борьбы. Даже смотря на святые вещи, прикасаясь к ним, видя их, чувствуя их, приближаясь к ним, душа ощущает беспокойство, как будто все в ней вызывает ощущение нечистоты и испорченности.
Но все это не причиняет душе смерть, ибо Я не хочу её смерти, если конечно она не будет настолько глупа, чтобы открыть врата воли. Я позволяю этим неприятелям находиться снаружи, но входить им не позволяю. Внутрь они войти не могут, если только сама воля этого не захочет.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий