Церковь и полеты на метлах (окончание)

11/07/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 10. b.

Только что Вы сказали, что в эпоху нового времени не преследовали элиты, только простолюдинов. Наверно самое знаменитое творение о колдовстве, Молот ведьм, был подробным описанием не «ученой» магии, а только народной.

Malleus maleficarum (Молот ведьм) это компендиум на тему магии, собранный доминиканцем Генрихом Крамером и изданный в 1487 году. Крамер, наверное, чтобы поднять в глазах читателей ценность трактата, дописал в качестве соавтора своего собрата Иакова Шпренгера, магистра святой теологии. Шпренгер на протяжении многих лет преследовал его за это в судебном порядке.

Как мы упоминали, канон Episcopi X века гласил, что особа, занимающаяся колдовством, является жертвой демона. Молот ведьм – это противоположность этого учения. Крамер прямо пишет о заключении человеком пакта с дьяволом, и более того – о существовании организованного по примеру Церкви сатанинского культа, с ритуалами, жертвоприношениями, обрядами и иерархией. Episcopi признает полеты ведьм измышлениями больного воображения, в то время как уже первые главы Молота подробно описывают, как женщины летают на метлах. Следует подчеркнуть, что эту книгу никто в здравом уме не воспринимал серьезно – этого трактата не было в инквизиционных трибуналах. Был же он во многих местах, где дело доходило до самосудов.

Почву под издание Молота подготовил папа Иннокентий VIII. В 1484 году он издал буллу Summa desiderantes affectbus, которая равняла магию с ересью, приказывая инквизиторам преследовать её. Папа признал, что организованная сатанинская секта является такой же самой угрозой, как ереси катаров или вальденсов. Трудно сказать, действительно ли Иннокентий верил в существование подобной организации – тем не менее, отреагировал точно так, как папы XIII века на весть о появлении ересей.

То есть, такая организация необязательно существовала, но её описали, осудили и приказали преследовать?

Часто случается, что сначала появляется некая теоретическая схема, которая становится образом для действительности. Нельзя исключать, что «сатанинская организация» возникла сперва в воображении священнослужителей. Так было, например с вымышленной в XIV века на Вьенском соборе сектой Вольного Духа. Но различные более или менее тайные группы действительно множились в эпоху нового времени. В пятидесятых годах XV века действовала, например Римская Платоновская Академия – группа ученых и художников, встречавшихся в римских катакомбах, которые изменяли свои имена на античные и культивировали много языческих обычаев. К этой группе принадлежал, например Филипп Буонаккорси, будущий учитель сыновей Казимира Ягеллончика. Он сам принял новое имя – Каллимах, в честь античного поэта. В 1468 году Филипп был вынужден бежать из Рима, поскольку участвовал в неудавшимся заговоре с целью убийства папы Павла II, который имел намерение, кроме прочего, распустить Академию и разогнать обезумевших художников-литераторов.

Происходили ли на самом деле шабаши ведьм?

Да, это доказывают протоколы процессов XVII века, но упоминание о шабашах мы находим уже в более ранних источниках.

Эти женщины действительно верили, что могут колдовать и общаются с демоном?

Да. Исторические исследования показали, что во время шабашей, употребляли блюда, приготовленные из различных растений с галлюциногенным действием. Поэтому эти женщины без пыток были склонны признавать, что летали на метлах и видели дьявола. Наркотические видения открыли не хиппи…

Был ли Malleus причиной волны охоты на ведьм?

Издание этого труда стало подведением итогов изменений в подходе к колдовству – но охота началась несколькими годами позднее. Апогей гонений продолжался с середины XVI века до середины XVII. Колдовством занимались как церковные, так и светские суды. В важнейшем европейском собрании уголовного права, т.н. Carolina, составленном в середине XVI века, за колдовство была предусмотрено наказание через сожжение на костре. Более того, это было единственное преступление, при котором необязательно было предъявление corpus delicti (вещественных доказательств). Одно признание судом чьих-то жестов или слов колдовством было достаточно, чтобы выдать обвинительный приговор. Это открыло двери для огромных злоупотреблений.

Инквизиция и далее, даже в этот период, осторожно и неохотно подходила к колдовству. Большинство процессов вели светские суды – от Испании до Польши. К этому следует прибавить массу самосудов, на которых председательствовал, например неграмотный приходской настоятель, которого поддерживал деревенский староста.

Можно ли подсчитать жертвы этих гонений?

Сейчас принимается, что начиная с 1750 года, произошло около 80 тысяч процессов, и 35 тысяч человек было сожжено на кострах. В Польше было приговорено к смерти 2 тысячи женщин. Наибольшее число процессов совершилось в германских государствах, охваченных религиозными войнами – там сгорело около 30 тысяч человек. Это все касается числа официальных процессов, самосудов мы не в состоянии подсчитать.

Откуда взялось это безумие?

Историки долго над этим задумывались. Некоторые указывают, что в XVI-XVII веках имело место огромное количество катастроф, как природных, так и военных. Люди искали простое объяснение: откуда зло. Обвинение другого человека в занятиях колдовством всегда было простейшим объяснением. Искали козла отпущения – того, на кого можно все свалить. В свою очередь власти заметили, что после сожжения на костре «ведьмы» на какое-то время стихали народные волнения.

Третий фактор связан с реформацией. Как мы упоминали, в средневековье человек жил в уверенности, что жизнь в благодати и принятие таинств защищает его от дьявольских козней. В то время как реформация вымела важный элемент этого ощущения безопасности – то есть посредничества святых, использование таинств и сакраменталий (не было уже речи об использовании освященной соли или святой воды). Человек уже не имел чем отгородиться от зла. Поэтому начал собственными силами сражаться с демонами.

Безумие охоты на ведьм касалось равно стран как католических, так и протестантских. Хотя, как показали исследования ведущего французского историка Жана Делюмо, протестанты, несомненно, были «более ревностными» в борьбе с колдовством. Этот исследователь приводит знаменитый фрагмент письма Мартина Лютера, в котором читаем: «нельзя относиться снисходительно к колдунам и ведьмам, которые портят яйца в курятниках, которые крадут масло и молоко; я сам бы хотел разжигать под ними костры – в Ветхом Законе мы видим священников, побивающих камнями преступников».

Следует, однако, сказать, что торговаться, кто больше сжег ведьм – католики или протестанты – не имеет большого смысла. Все мы участвовали в этом безумии.

Когда наступило отрезвление?

Под конец XVII века замечаем постепенное прекращение охоты на ведьм. Церковь запретила инквизиционным трибуналам заниматься колдунами. Одновременно из светского уголовного права все чаще отзывают параграфы, связанные с колдовством (в Польше в 1776 году). Последний процесс о колдовстве в Европе состоялся в 1807-1811 годах в городе Решель в Вармии; некая Барбара Здунк была сожжена на костре. Следует, однако, упомянуть, что приговорили ее, скорее всего за поджог, а не за колдовство.

Я еще могу представить, что простая деревенская женщина, приняв галлюциногены, могла уверовать, что летает на метле, но трудно принять, что ученые авторы теологических трактатов считали это правдой.

Они действительно верили, что это правда. Были свято убеждены в том, что дьявол активно действует в их время. Упомянутый уже Жан Делюмо прямо говорит, что в XVI-XVII веках вернулся манихеизм. Люди верили, что мир пребывает во власти злого бога, который имеет такую же силу, что и бог добрый. В катехизисах XVI века, например авторства иезуита св. Петра Канизия, имя Христа реже упоминается, чем имя дьявола…

В борьбу с дьяволом можно вовлечься настолько, что в какой-то момент забываешь, что он только творение. Он не какой-то там полубог, хотя действительно старается собезьянничать Бога. Возвращение к манихеизму всегда нам грозит, если мы забываем о том, что Христос воскрес и передал Церкви целый арсенал таинств, которые успешно обезвреживают всяческих демонов, этих настоящих, а не вымышленных.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий