Генрих Инститорис (Heinrich Institoris), известный также как Генрих Крамер, появился на свет приблизительно в 1430 в городе Шлеттшадт (ныне Селеста) в Эльзасе в бедной семье. Вступил в Орден в ранней молодости (в 1445 г.). Философию и теологию изучал до 1474 года, а в 1479 году получил докторскую степень в области теологии. Был также настоятелем монастыря в своем родном городе.
В 1474 году был назначен инквизитором в областях: Тироль, Зальцбург, Богемия и Моравия, где с переменным успехом действовал против гуситов. Двумя годами позднее участвовал в процессе против евреев в Триденте в южном Тироле.
13 марта 1478 года папа Сикст IV назначает его инквизитором провинции Тевтония (Северная Германия). Объектом его преследований становятся ведьмы. Его проповеднический талант и деятельность на посту инквизитора были замечены в Риме, но встретилась с сопротивлением местных духовных и светских властей. В булле Summis desiderantes affectibus папа Иннокентий VIII берет его под защиту, подтверждая его полномочия (булла эта упоминала также Иакова Шпренгера). Используя эти полномочия, Генрих возобновляет свою деятельность против ведьм, что в конечном итоге приводит к серьезному конфликту с жителями города Инсбрук, который постарался «уладить» епископ Бриксена – Георг Гольсер. Приговоры инквизиции были аннулированы, а Инститорису пришлось убраться из города. В ответ на эту неудачу, Генрих решает создать солидную теоретическую основу для своих убеждений. Так появляется на свет его знаменитый трактат Malleus Maleficarum (издан в 1487 г.).
Среди собратьев по Ордену Инститорис не пользовался особым признанием. В 1482 году он был обвинен в финансовых махинациях, хотя ему удалось очистить себя от этих обвинений. В 1490 году Орден снова обвиняет его в неких злоупотреблениях на посту инквизитора. Инициатором этого обвинения был его «коллега» Иаков Шпренгер, однако использование имени последнего в соавторстве «Молота» - было только одним из пунктов обвинения. В 1493 году произошел очередной скандал с его участием, касающийся противозаконного владения бенефициями. Только после смерти Шпренгера в 1495 году Инститорис был частично реабилитирован, однако при условии, что он покинет пределы Тевтонской провинции.
В 1496 году он служит в качестве проповедника в Венеции и, нужно признать, проповеди его пользуются большой популярностью. В 1500 году он получает полномочия инквизитора в Чехии, где и умирает в 1505 году, то ли в Брно, то ли в Оломоуце.
Сам Инститорис уверял, что за годы своей инквизиторской деятельности он отправил на костер, по меньшей мере, 200 ведьм, хотя исторически подтвердить или опровергнуть таковое число не представляется возможным.
Творение Инстиориса - «Молот ведьм» - получило печальную славу «самой зловещей» книги в истории. Крупномасштабное критическое наступление на все «темное средневековье» развернулась в т.н. Эпоху Просвещения, и естественно «Молот» стал главным объектом этой критики. Нетрудно понять почему – он стал главной уликой, главным доказательством обвинения средневековья в тупом фанатичном мракобесии. Критика идеологов этой эпохи, как впрочем, и их последователей в наши дни, до простоты прямолинейна – никаких ведьм не существует и никогда не существовало, а это значит, что на кострах инквизиции сжигали ни в чем не повинных женщин (мужчин, кстати, тоже). Но для большинства этих идеологов «никогда не существовал» также Бог. Не будем спешить осуждать это произведение, прежде чем внимательно не изучим его. С таким же успехом можно было бы обвинить в преступлениях против человечества и саму Библию, которая, как известно, учит: «ворожеи не оставляй в живых» (Исход 22,18).
Первая часть «Молота», написанная в форме схоластических Quaestiones Disputatae, посвящена вопросам теологического характера. Автор, основывая свои выводы на Святом Писании и Священном Предании, пробует ответить на интересующий всех извечный вопрос «откуда зло» и почему добрый Бог позволяет сатане безнаказанно творить свое черное дело? Его ответ - «Божье попустительство», которое, однако не является пагубным безразличием со стороны Бога, но уважением к свободной воле человека, который способен творить зло с наущения дьявола.
Во второй части собран интереснейший материал, зачерпнутый из многолетней инквизиторской практики. Можно конечно относиться ко всему этому как к суевериям наивных и безграмотных жителей темного средневековья, но так ли это было в действительности? Даже если отбросить тот факт, что ведьмы действительно существуют, так ли невинны были жертвы инквизиции? Ведь кроме инкубов и суккубов в «Молоте» упоминаются например «колдовские стрелки из луков». Неужели так трудно поверить, что в средневековье существовали наемные убийцы? Или, еще одни пример: одним из распространенных типов ведьм были «повивальные бабки, убивающие детей». Неужели в средневековье не делали аборты? А ведь за такое преступление полагалась смертная казнь и никакой лекарь или цирюльник не взялся бы за это дело. Так что повивальные бабки, которые этим занимались – знали, на что идут, и вполне осознавали также то, что своими действиями они служат сатане.
Мы привыкли считать (и как будто бы сам Инститорис так научал), что ведьм осуждали по одному лишь подозрению, или даже по брошенному косому взгляду, который мог кому-то показаться «зловещим». Однако стоит только внимательно прочитать «Молот» и мы увидим, что все обвинения против ведьм должны были быть основательно доказаны – и не только признаниями, полученными под пытками, а прежде всего – неоспоримыми фактами. Кстати, о таких «следственных экспериментах», как бросание ведьмы в воду – «Молот» не упоминает.
Мы также уверенны в том, что каждую ведьму, была ли доказана ее вина или нет, непременно отправляли на костер. Однако стоит только прочесть третью – юридическую часть «Молота», в которой собраны образцы приговоров, и мы убедимся в том, что акт «о передаче светской власти» был скорее исключением из правил – для тех, кто отягчил себя особо тяжкими преступлениями и не желал раскаиваться в своих злодеяниях.
Зловещую тень на «Молот» бросает наступивший несколько позднее весьма печальный период христианской истории, известный как «охота на ведьм». Период этот, однако, относится уже не к «темному» средневековью, а к более светлому Новому Времени. Но, я вынужден разочаровать оппонентов – инквизиция не имела к нему практически никакого отношения. Главным образом потому, что в основном за ведьмами охотились в протестантских странах, но даже в католических – этой «охотой» занималась, как правило, светская, а не церковная власть. И если какой-либо «охотник за ведьмами» утверждал, что основывает свои действия на «Молоте ведьм» - значит, он невнимательно прочитал эту книгу.
Отправить комментарий