Забота о том, чтобы каждый человек стал святым

4/08/2019, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». I. Духовность св. Доминика, 3.

Утешитель. Он не был удовлетворен тем, что достучался до кого-то, и даже, что обратил его, но «питал» и воспитывал. Именно это хотели подчеркнуть те, кто часто проводили с ним время, называя его «великим утешителем». Это выражение следует понимать со всем тем значением, которое оно имеет у св. Павла. Утешать – не значило для Доминика смягчать страдания. Он старался в каждом высвободить его внутреннюю силу, вызвать в нем чувство ответственности, оживляя особенно в указывании истины, осознание Божьей действительности. Благодаря такому подходу он мог ставить требования. Нельзя играться любовью Бога, своим предназначением. Братья подтверждали, что он требовал строгого исполнения устава своего ордена, но делал это таким образом, что никто не мог противиться этому требованию. Старательно избегал вмешательства во время беспорядка. Он выжидал момент, когда порицаемые уже могли понять свою ошибку и принять порицание. Тогда он налагал покаяние способом столь волнующим, что его принимали с восторгом, счастливы тем, что обрели самих себя, обретая также свое призвание в Господе.

Таким образом, он назидал не только еретиков, грешников или распутных студентов, но также женщин, для служения которым он имел особенную благодать и для которых основал четыре монастыря, а также клир и монашествующих, к которым с любовью направлял свои слова. Вспомним брата Стефана, магистра Реджинальда, Диану д’Андало. Этим душам, призванным идти выше, он открывал путь полного дара себя и соединения с Богом. Таким образом, он как бы подготовил почву для более глубокой духовной жизни, которая позднее расцветет в рейнской мистике, а также в светских благочестивых течениях братств и третьих орденов.

Жажда спасения душ выявила огромную универсальность св. Доминика. Он становился всем для всех: для молодых и старых, мужчин и женщин, неверующих, христиан и еретиков, для людей из ближайших околиц и для далеких народов. Он старался достучаться до людей всех сословий: до студента, которого навещал в его жилище и до умирающего ростовщика; до ребенка, который нес пряжу катарскому ткачу и до богачей в Сеговии, которые слушали его не сходя с коней; до кардинала Уголино и до грязной старой отшельницы из ворот Святого Креста. Он не останавливался на благовещении Христа, на том, чтобы привести ко Христу. Старался сделать так, чтобы Христос возрастал в каждом согласно с его возможностями.

Но если таким образом его служение является универсальным касательно круга воспринимающих и непосредственной цели, то средства его действий были строго определены. Это не была пастырская деятельность, а проповедничество. Он вел и соединял с Богом тех, кому проповедовал Евангелие.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий