Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». I. Духовность св. Доминика, 4.
Взаимодействие авторитета и общины. Это особенное стремление к тому, чтобы извлечь из человека то, что в нем наилучшее, приводит нас к еще одной черте духовности Св. Доминика – к жажде братского единения. Какими бы ни были источники корпоративного подхода: вырастал ли он из темперамента Святого, или же из влияния, которое оказало на него формирование в клерикальной, канонической или школьной среде, возгорался он благодаря постоянному возвращению к образцу коллегии апостолов в Иерусалимской Церкви. Конечно, Доминик никогда не забывал о правах верховной власти в ордене, которую он имел, будучи магистром Братьев Проповедников. Основанием этой власти был обет послушания, который он принимал непосредственно от каждого из братьев. Эту исполнительную власть он передал всем своим преемникам. Можно им восхищаться за мужественную и продуманную твердость в этом вопросе. Достаточно вспомнить о рассеянии Братьев Проповедников, которое он совершил в 1217 году, не смотря на мнение всех авторитетов с Юга, и даже вопреки мнению своих же братьев. В ответ на это он ограничился утверждением: «Не противьтесь мне. Я знаю, что делаю». «Он сохранял – говорит Иордан – такое постоянство в делах, которые считал пред Богом мудрыми, что никогда или почти никогда не допускал изменения решения, принятого после серьезного обдумывания».
Однако если речь шла о совместной деятельности, законодательство, контролирование, уступало место братской общине. Общинное и духовное братство доминиканцев выводится от св. Августина. Оно совершенно отличается от францисканского, имевшего светское и покаянное происхождение. Это видно не только по выбору устава св. Августина в 1216 году, в способе созыва и организации генеральных капитул в 1220 и 1221 годах, во время которых «пришлось по нраву блаженному брату Доминику, чтобы капитул установил дефиниторов, которые бы имели полноту власти над всем орденом, над магистром и даже самим дефиниторам, которые бы могли определять, приказывать, распоряжаться и наказывать со всем почтением присущим власти магистра». Это было с самого начала вписано в отлично уравновешенную коллективную и личную власть, выборов и утверждений, которая совершалась на всех уровнях Ордена Проповедников. Но одно только это институциональное основание было плодом продуманной привязанности св. Доминика к коллегиальности апостолов и его непосредственного доверия общине братьев, его заботы, чтобы каждому предоставить как можно больше инициативы и дать возможность вовлечь его в общее дело. А так же – добавим – было оно плодом его очевидной радости, особенно сиявшей в последние дни его жизни в монастыре в Болонье, радости жизни, молитвы, проповеди истины, радости тому, что однажды он умрет в окружении братьев и будет «погребен под их стопами».
Отправить комментарий