Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 1. c.
Имело ли какое-то значение имя Иоанн, которое носила легендарная папесса?
В истории Церкви имеем более двадцати пап по имени Иоанн, многие папы принимали именно это имя, особенно в первом тысячелетии. Только вот, в те времена имя Иоанн функционировало немного, так как сейчас сокращение NN (неизвестный). За именем Иоанн мог скрываться кто угодно. Допускается, однако, что под именем Иоанны скрывается несколько пап Иоаннов X века, жизнь и нравы которых значительно отличались от образа сегодняшних пап.
В легенде появляется тема образования Иоанны в Византии. Значит ли это, что женщины в средневековье имели доступ к образованию?
В средневековье роли в обществе были четко определены, но это не исключало образования женщин. Они могли обучаться, но всегда это было индивидуальное образование. Именно таким образом училась, например, наша королева Ядвига. Нанимали учителей, готовили специально написанные для неё работы, такие как трактат Vita conteplativa et activa, авторства польского доминиканца Генриха из Бжега. Также монахиня Хильдегарда Бингенская получила прилежное образование и сама уделяла науки, как касательно мистической жизни, так и приготовления блюд. Что ж, всесторонняя средневековая женщина.
Правдоподобно в Ватиканском Музее сохранилось т.н. «навозное кресло», которое должно было служить для проверки пола новоизбранного папы. Правда ли то, что после конклава кроме Habemus papam раздавался возглас Mas nobis numinus est (наш кандидат мужчина)?
Папский церемониймейстер шестнадцатого века назвал это болтовней плебеев, которые сами не были приучены к пользованию туалетом. В средневековье папа не пользовался уборной расположенной на задворках базилики св. Иоанна на Латеране, а специальным креслом, которое для него приспособили, чтобы мог спокойно пользоваться locum secretum, то есть туалетом.
Вы упомянули, что в XVII веке отбросили существование папессы Иоанны. Когда эта легенда снова ожила?
Это случилось по вине греческого писателя Эммануила Роидиса, который в 1865 году издал роман Папа Иоанна. Он описывает в нем историю Иоанны, но добавляет новые темы, между прочим, о её любовнике, монахе-бенедиктинце, и о сыне, которого, как я упомянул ранее, она родила во время процессии. Только с этого момента эта легенда присутствует в среде поп-культуры.
Кажется, что сегодня легенда о папессе Иоанне живет собственной жизнью.
Это правда, легенда живет собственной жизнью полностью оторванной от своего исторического контекста. Более того, она определяет современное мышление о папстве в средневековой Церкви, подобно как Имя розы Умберто Эко определяет наше виденье инквизиции, а наше представление о крестовых походах строится на основании романа Вальтера Скотта Талисман. Читая появляющиеся в СМИ время от времени сенсационные заявления о «скрываемой Церковью правде о папессе Иоанне», могу только сказать, что Иоанна, хоть и полностью вымышленная особа, все еще возбуждает и будоражит воображение многих. Такова Иоанна обольстительница.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий