Утешение надежды

4/18/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХХХVI.

Я также даровал человеку утешение надежды. Если в свете святейшей веры он размышляет о цене крови, выплаченной за него, приобретает сильнейшую надежду и уверенность в своем спасении. Позор распятого Христа вернули ему честь, ибо, если он оскорбляет Меня всеми членами своего тела, блаженный Христос, сладчайший мой Сын, всем своим телом перенес сильнейшие мучения. Его послушание стерло ваше непослушание, и все вы участвуете в благодати Его послушания, как и все вы разделяли грех непослушания (ср. Рим 5,19).

Соделало это для вас мое провидение. От начала мира по сегодняшний день оно заботилось о нуждах и спасении человека, и будет заботиться о них до последнего дня разнообразными способами, согласно тому, что Я – благой и истинный лекарь, посчитаю нужным для вашей слабости и необходимым, чтобы вернуть вам совершенное здоровье и в Нем вас сохранить. Мое провидение не упустит из виду никого, кто ищет в нем поддержку. Тот, кто совершенно на Меня уповает, то есть стучит и взывает ко Мне в истине, не только словом, но и поступками и светом святейшей веры вкусит Меня самого в провидении моем; но не тот, кто стучит и взывает ко Мне пустым звуком своего голоса, говоря «Господи, Господи!» Уверяю тебя, если их взывания не будут подкреплены добродетелью, познает их не мое милосердие, а моя справедливость (ср. Мф 7,21-23; Лк 6,46; Мф 25,11-12). Повторяю, что провидение мое не упустит никого, кто воистину уповает на Меня, но отвернется от того, кто отчается во Мне и будет уповать только на себя.

Знаешь, что нельзя возлагать надежду на две противоположности. Это хотела сказать вам моя Истина, когда изрекла в святом Евангелии: Никто двум господам служить не может, ибо, если служит одному, другим пренебрегает (Мф 6,24; Лк 16,13). Нет служения без надежды. Слуга служит в надежде, что понравится своему господину или ради вознаграждения и выгоды, которые его ждут. Поэтому он не станет служить врагу своего господина, ибо не мог бы делать этого без надежды какой-либо выгоды, а благодаря этой службе и этой надежде, был бы лишен того, чего ожидал от своего господина. Теперь подумай, дражайшая дочерь, что то же самое касается души: она должна служить и доверять Мне, или же пусть служит и доверяет миру и себе самой; ибо по мере того, как служит миру вдали от Меня, чувственной службой, той самой мерой служит своей чувственности и любит её и из этой любви, из этой службы ожидает черпать наслаждение и чувственные выгоды. Но поскольку она возлагает надежду на блага временные, пустые и преходящие, поэтому разочаровывается и не достигает радости, которую ожидала. Пока она уповает на себя и мир, не уповает на Меня, ибо мир, мирские вожделения человека ненавистны Мне. Я гнушаюсь ими так, что из-за них Я предал Единородного Сына моего на позорную крестную смерть. Нет согласия между миром и Мною. Но кто возлагает надежду на Меня и служит Мне всем сердцем и всей душой, тот одновременно, из необходимости и по этому самому поводу, должен засомневаться в себе и мире, утратить доверие к собственной немощи (ср. Мф 6,25-34).

Эта истинная и святая надежда является более или менее совершенной, в зависимости от степени любви, которую душа питает ко Мне. И в той самой мере она вкушает мое провидение. Те, кто Мне служит в одной надежде понравиться Мне, вкушают его более, чем те, кто ожидает награду за свою службу в радости, которую во Мне находят.

Первые – это те, совершенство которых Я изложил тебе в связи с последним состоянием души; вторые, которые следуют за надеждой награды и утешения, принадлежат ко второй и третей степени*; это те несовершенные, о которых Я рассказал тебе подробней, оговаривая разные состояния души.

Но и совершенные и несовершенные являются предметом внимания моего провидения: оно не упускает из виду никого, если в высокомерии своем он не возлагает надежду на себя. Это высокомерие и эта надежда происходят от себялюбия, и затемняет око разума, лишая его света святейшей веры. Человек с этого времени не ходит в свете разума; уже не познает мое провидение. Но потому, что не испытывает его последствий, ибо никто, ни праведник, ни грешник, не упущен им (ср. Мф 5,45). Все произошло, все было сотворено моею благостью. Я – Тот, кто Есть и ничто не произошло без Меня, кроме греха, который не есть. Поэтому все самодовольные получили многое благодаря моему провидению, но не понимают этого, ибо не знают его и не зная, не любят его и не получают плод благодати. Все они видят криво, хотя все – прямо. Как слепцы, свет принимают за тьму, а тьму за свет, ибо во тьме они уместили свою надежду, тьме они посвятили свою службу. Поэтому приходят к недовольству и нетерпению.

Как же они безумны! О, дражайшая дочерь, как же они могут допускать, что Я – всевышнее и вечное Благо, могу желать чего-то иного, кроме их блага, в тех незначительных вещах, которые допускаю каждый день ради их спасения, если по опыту знают, что в больших вещах Я желаю единственно их освящения? Несмотря на свою слепоту, при слабом лучике природного света они должны были узреть мою благость и благодеяния моего провидения. Неопровержимо они находят её в первом творении и в обновлении, которое человек испытал в крови, когда Я вернул ему милость, как тебе сказал. Это так ясно и явно, что они не могут это отрицать. Отрицают, однако, поскольку они ослеплены, а это потому, что этот природный свет не был испытан добродетелью. Безумный человек не видит, что Я всегда приходил на помощь миру вообще и каждому человеку в частности, согласно его положению. А поскольку в этой жизни ничто не постоянно и все находится в непрерывном движении, пока не придет к назначенному пределу, провидение мое непрерывно спешит на помощь каждому, кто нуждается в разные времена своего пребывания.

* Главы LVIII-LXXX, очередность нумерации состояний души обратная, от четвертого до первого.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий