Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХХХV.
Тогда всевышний и вековечный Отец с невыразимой благожелательностью обратил око своей милости к той душе, как бы желая показать, что Его провидение никогда не забывает о человеке, если он охотно принимает его. Жалуясь на свое творение, Он сказал:
О, дражайшая дочерь, как Я тебе уже много раз говорил, Я хочу смилосердиться над миром и удовлетворить нужды моего разумного творения. Но ослепленный человек находит смерть там, где Я даю жизнь, и так он становится жестоким для самого себя. Провидение мое не дремлет, и Я открою тебе, что то, что Я дал человеку является последствием этого всевышнего провидения. Мое провидение сотворило его, когда всматриваясь в себя, Я возлюбил красоту моего творения и соблаговолил сотворить его по моему образу и подобию совершенным образом. Поэтому Я наделил его памятью, чтобы он хранил воспоминания о моих благодеяниях и позволил ему участвовать в моей, Отца вечного, силе. Я дал ему разум, чтобы в премудрости Единородного Сына моего он познал и постиг мою, Отца вечного, волю, осыпавшего его милостями с таким огнем любви. Я дал ему волю, чтобы он любил, чтобы участвуя в благожелательности Духа Святого, мог любить то, что разум узрел и познал.
Соделало это сладостное провидение мое, чтобы мое творение было способно понимать и вкушать Меня и радоваться моей благостью и вечным созерцанием Меня. Как достичь этой цели? Как Я тебе уже много раз говорил, небо было закрыто из-за греха Адама, который не познал своего достоинства, не подумав о том, с какой заботой и невыразимой любовью Я сотворил его. Поэтому он впал в непослушание, а из непослушания в похоть, из-за гордыни и чтобы понравиться жене, он предпочел внять и уступить своей спутнице, чем быть послушным моему повелению. Хоть он и не поверил тому, что она ему сказала, предпочел проявить непослушание, чем опечалить её. Из этого непослушания вытекли все беды. Оно впрыснуло в вас яд. В другом месте Я изложу тебе опасность этого непослушания, рекомендуя покорность. Чтобы победить эту смерть, Я постановил дать человеку Слово, Единородного Сына моего, чтобы помочь вам в нужде моим благоразумием и провидением.
Говорю «благоразумием», ибо на приманку вашей человеческой природы и на удочку моего божества Я поймал дьявола, который не мог распознать моей Истины. Истина моя, Слово воплощенное, пришло уничтожить и погубить ложь, которой он обманул человека.
Это было деяние благоразумия и провидения. Подумай, дражайшая дочерь, что Я не мог использовать лучшего способа, чем дать вам Слово, Единородного Сына моего. Я повелел Ему огромное послушание, чтобы очистить вас от яда, которым благодаря непослушанию был отравлен род людской. Поэтому Он, воистину послушный, поспешил, словно опьяненный любовью на позорную смерть на святейшем кресте и смертью своей дал вам жизнь. Не силою своей человеческой природы, а силою своего божества, соединенного моим провидением с человеческой природой, чтобы воздать за грех, который был совершен против Меня, бесконечного Блага и который требовал бесконечного воздаяния. Человеческая природа, грешная и временная, должна была быть соединенной с существом бесконечным, чтобы дать Мне, бесконечному, бесконечное воздаяние и за всю человеческую природу, за людей прошлого, нынешнего и будущего. Я желал, чтобы человек, сколько бы он Меня не оскорблял, мог найти совершенное воздаяние для Меня, если захочет вернуться ко Мне при своей жизни. Это совершенное воздаяние обеспечено вам благодаря соединению божественной природы с человеческой природой. Это – деяние моего провидения: оно так распорядилось, что за временный поступок, коим является страдание на кресте, вы получили в моем Слове бесконечный плод силою божества.
Это бесконечное и вечное провидение мое, Бога, вашего Отца, вековечной Троицы, постановило снова облачить своей благодатью свое человеческое творение, которое утратило одеяние невинности и оголено от всяческой добродетели, умирало от голода и холода в паломническом пути этой жизни, где было отдано всяческим бедам. Врата неба были закрыты, человек не имел уже никакой надежды и если бы ухватился за какую-либо, она дала бы ему только временное успокоение. Но он не имел никакой надежды, поэтому был погружен в большой печали. Но Я, наивысшее Провидение, пришел ему на помощь в этом несчастии. Не ваши заслуги, не ваши добродетели, а моя благость склонила Меня к тому, чтобы дать вам это одеяние, через это Слово любви, единственного Сына моего, который отдавая свою жизнь, облачил вас невинностью и благодатью. Эту невинность и благодать вы получаете силою крови на святом крещении, смывая пятно первородного греха, в котором вы были зачаты и который передали вам ваш отец и матерь ваша (ср. Гал 3,27).
Провидение мое очистило вас не благодаря телесным страданиям, как в Ветхом Завете благодаря обрезанию, но благодаря сладости святого крещения. Так Я снова облачил человека. И согрел его, когда Единородный Сын мой, ранами своего тела, открыл вам огонь моей любви, который до сих пор был укрыт под пеплом вашей человеческой природы. Разве не достаточно этого, чтобы разогреть застывшее сердце человека? Разве не должен он быть слишком упорствующим в грехах и ослепленным себялюбием, чтобы не видеть, сколь сильно Я люблю его невыразимой любовью?
Мое провидение дало ему пищу, чтобы его подкрепить в паломничестве этой жизни, как Я уже тебе сказал в другом месте. Я так ослабил его врагов, что никто не может навредить ему, только он сам. Путь проложен кровью Истины моей, чтобы он мог дойти до конца своего и достичь цели, для которой Я сотворил его.
Что же это за пища? Это, как Я тебе уже сказал, Тело и Кровь распятого Христа, истинного Бога и истинного Человека, хлеб ангелов и хлеб жизни. Пища эта насыщает того, кто её алчет и наслаждается этим хлебом, но оставляет пустым того, кто его не алчет. Ибо пища эта хочет, хочет, чтобы её принимал устами своей жажды, и вкушали с любовью. Видишь теперь, что мое провидение распорядилось всем, чтобы дать человеку это питание.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий