Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники». I. Духовность св. Доминика, 1.
Неустанная молитва. Когда начинаешь читать ранние свидетельства, говорящие о жизни св. Доминика, то образ, который сразу же бросается в глаза, это образ мужа неустанной, ревностной молитвы. Он молился везде. Не перерывая пути, он хранил положенное в определенно время молчание. Иногда, не спеша, останавливался в лесу, если он пробуждал в нем вдохновение. Тогда он «не обращал внимания на изголодавшихся волков, которые нападают на многих людей». Когда слышал в придорожном монастыре колокол, призывающий к молитве, он шел чтобы присоединиться к поющим монахам. Если заходил в прекрасные санктуарии в Кастре или в Рокамадуре, молился там целый день или ночь, иногда впадая в экстаз. Конечно, прежде всего, он молился в собственном монастыре, во время святой мессы, когда братья неоднократно видели его тронутым до слез. Молился во время литургии часов или на рассветных бдениях, которых не оставлял, даже когда был слишком измучен. Будил задремавших братьев и призывал их славить Бога. Молился даже в трапезной за столом.
Однако полностью он предавался своему призванию к молитве в ночном одиночестве в часовне. Имел обычай столь часто проводить там ночь, что в Болонье никто не знал его кельи и ложа. Ночная лампада, пламя которой мерцало в санктуарии, позволило некоему молодому брату, который наблюдал за св. Домиником для собственного назидания, наблюдать все фазы его молитвы. Как сын Юга, Доминик выражал внутреннюю молитву также телом и голосом, который иногда перерождался в вопль. Сморенный сном, он клал голову на ступень алтаря, и немного отдохнув, снова приступал к молитве.
Разговор со Спасителем. Молитва Доминика была в действительности неустанным общением с Господом. «Идем же – говорил он своим попутчикам – и будем постоянно размышлять о Спасителе». Не без основания Фра Анджелико так часто представлял св. Доминика целующего крест, у стоп которого стоит. Тройная цепь, замеченная Иоанном из Наварры, которой Доминик умерщвлял себя во время ночных бдений, так же была выражением его воли, чтобы не отделять свою долю от участи Распятого Господа. В другом месте мы расскажем о его жажде мученичества.
Свое общение со Спасителем он углублял чтением святых книг: Евангелия от Матфея и Посланий Павла, которые всегда носил с собой, не смотря на то, что знал их практически на память. Речь тут не идет об обыкновенном чтении. Он умело пользовался усовершенствованными уже тогда схоластическими методами, которые помогали ему питаться премудростью Писания. «Хочу неустанно читать, дискутировать, говорить о Боге и молиться». Также от своих братьев требовал, чтобы изучали Святое Писание и в начале существования ордена посылал их в парижский университет. Вспомним историю, рассказанную молодым братом Бонусвизиусом: «В Медиолане, когда я ухаживал за блаженным, сраженным сильной горячкой… он казался мне погруженным в молитву или созерцание. Я сделал такой вывод по некоторым знакам на его лице, по смене черт, которая – как это много раз видел, когда он был здрав – происходила у него обычно, когда он погружался в молитву или созерцание. Когда горячка отступала, он говорил с братьями о Боге, брал книгу или же наказывал её себе читать… Славил Бога».
Его дружба со святым текстом потому была такой огромной, и таким непосредственным было его общение с евангельскими персонажами, что он сам жил в евангельской полноте. Vir evangelicus – скажет о нем Иордан Саксонский. С момента обновления в 1199 году всей общины капитула в Осме «апостольской жизни», как и позднее, в обществе двенадцати братьев составляющих стержень монастыря проповедников, он осознавал, что составляет братскую коллегию сосредоточенную вокруг Учителя, общину, которая обновляет и продолжает коллегию двенадцати апостолов в сердце Церкви Иерусалима. Как там, так и здесь, прежде всего речь шла о том, чтобы дать свидетельство братской любви, иметь «один дух и одно сердце в Господе» (Деян 4,32). Этого требуют Первые Конституции Братьев Проповедников (Пролог) и Устав св. Августина, которые следуют примеру Деяний Апостолов. Это дух горницы, стремящийся к евангелизации. Подобно как апостолы, так и Братья Проповедники должны освободить себя от других обязанностей, чтобы посвятить себя «молитве и служению Слова». Подобно как апостолы, так и они в часы литургической молитвы идут в храм, чтобы вместе, посреди Церкви от её имени воздать Отцу честь, славу и благодарение. А прежде всего, молятся о других (ср. Деян 6,4).
Заступническая молитва. Вот главный мотив молитвы Доминика еще со времен Осмы. Даже когда он молился в одиночестве, во время своих бесконечных бдений, не отделял себя от людей. Его диалог с Христом всегда имел в перспективе души, за которые Христос отдал свою жизнь. Он молился о своих братьях, о духовенстве и верных мирян, о евреях, сарацин и язычников, за все души, которые пребывают во мраке «включая осужденных в преисподней, о которых ронял горькие слезы». Заблудшие, которые губят свои души, были особенным предметом его молитвенной заботы. Его крик, который среди ночи неоднократно долетал даже до дормитория, будил братьев и «трогал некоторых до слез». «Господи – взывал он – смилуйся над своим людом! Что же станет с грешниками!»
Отправить комментарий