Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть III. Глава 6e.
Поскольку же в число почётных благ не зря включают доброе имя и добродетельную дружбу, то помимо сего необходимо здесь ещё поведать об одном тягчайшем [испытании], при котором Екатерина лишилась обоих вышеупомянутых [благ], и вместе с тем о несравненном терпении её, которое, пожалуй, правильнее назвать мужеством и запредельной любовью к ближнему, нежели терпением, о чём полностью рассказывается в четвёртой главе второй части.
Ведь все святые Учители признают, что доброе имя девицы уязвимо, а девичья скромность чрезвычайно ранима, по каковой причине нет для них ничего тяжелее пятна бесчестия, ничего страшнее обвинения в порче. Именно поэтому, среди прочего, Господь пожелал, чтобы Царица, девственная Матерь Его имела названного супруга. Поэтому же, уже распятый на кресте, Он ту же Деву-Мать вверил Иоанну. Итак, терпеливо перенося сие бесчестие, дева проявляет больше добродетели терпения, чем при любой пытке, насильно причиняемой её телу. Сего ради я повторяю здесь в качестве эпилога три случая, содержащиеся в вышеупомянутой четвертой главе второй части, которые касаются этого предмета: первый из коих удивителен, второй – удивительнее, а третий – превосходит всякое удивление.
И во-первых там было написано, что некая женщина по имени Чекка лежала больная в одном приюте, и подхватила проказу, и не было у неё не только предметов необходимых, но и ухода, ибо никто не стал бы ухаживать за нею, боясь заразиться проказой. Святая дева, услышав сие, пошла туда с радостью и предложила ухаживать за нею самолично, обеспечивать всем необходимым, а что пообещала на словах, то сполна совершила на деле.
И пока она тем занималась, больная, возгордившись от полученного внимания, ругала благодетельницу свою словами оскорбительными и едва ли не поносными, да постоянно подзадоривала её, однако святая дева, вооруженная крепким терпением, ничуть не волновалась. Затем, когда от заражения руки девы покрылись проказой, она упорно продолжала святое служение, скорее предпочитая заболеть проказой, чем оставить службу своей ругательнице. И не оставляла она её до тех пор, пока собственноручно её не похоронила, и тогда проказа чудесным образом сошла с рук девы. А как вынести всё сие и одолеть, её научила любовь, терпеливая и благостная (Вульг. 1 Кор. 13:4).
Во-вторых, там приводится пример некой Пальмерины, состоявшей в одном иноческом ордене с Екатериной, которая, с жутчайшей и ожесточённой ненавистью преследуя деву и бесчестя, доведена была своими злодеяниями сначала до немощи телесной, а затем и до смерти – как тела, так и духа; и не избежать бы ей вечного осуждения, кабы не помогли ей великою своей силой молитвы той, кого она ненавидела. Ибо Господь действовал в этом случае удивительным образом, так что одновременно и сердце грешницы, лишённое Его благодати, ожесточилось, и сердце девы Екатерины, исполненное любовью Его, возгорелось, а чем больше та ожесточалась, тем больше сия разгоралась. Однако победила в итоге совершенная любовь святой, а ожесточённое безлюбие смягчилось. Дева Екатерина, молясь усердно и настойчиво, одолела всё, что древний змий сотворил для ожесточения Пальмерины, и такая благодать наполняла сердце и уста Екатерины, что она в каком-то смысле спасла осуждённую душу Пальмерины. Впрочем, так угодно было Спасителю служение Екатерины, что Он прямо сказал, мол, молитвами её спасена душа Пальмерины. И всё сие было достигнуто совершенным терпением, которую любовь взрастила в душе Екатерины, о чём полнее повествуется в упомянутой четвёртой главе второй части.
Затем, хотя в первом из двух вышеописанных случаев сия преподобная дева проявила изрядное терпение, а во втором терпение её представляется удивительным, то в третьем, следующем, случае она явила нечто свыше терпения и более чем удивительное.
Ибо же, как написано в последней части упомянутой главы, в городе Сиене жила некая старица, принадлежавшая к тому же иноческому ордену, что и преподобная дева, а звали её Андреа, переиначенным по обычаю того края мужским именем. Она страдала раковой язвой, разъеденная которой грудь её так гноилась, что из-за зловония, которое она испускала, никто не мог приблизиться к ней, кроме как с зажатым носом, и по этой причине она была почти совсем лишена ухода и помощи.
Проведав о том, дева безотлагательно предалась ради Христа служению Андрее, и ни зловоние, ни гниение не помешали ей приближаться к изъязвленной, не зажимая носа. С радостным сердцем и ликом усерднейше ухаживала Екатерина за нею, открывала рану, обтирала и смывала гной, перевязывала со всяческим тщанием, а когда её одолевала естественная тошнота, она, будучи суровейшим наставником своей плоти, приникала к ране лицом и так долго терпела ужасное то зловоние, что едва не падала в обморок.
Вошёл же в Андрею сатана (ср. Лк. 22:3), как он прежде входил в Пальмерину, и, мало-помалу проникаясь подозрительностью к служившей ей деве и ропща на неё, она дошла до такого умопомрачения, что мерзкой клеветою обесславила преподобную деву прямо перед сёстрами по ордену, сказав, что чистая дева чрез плотское смешение утратила девственность. Она же, проведав о тех слухах, хоть и была в глубине души огорчена паче всякого вероятия, однако же, искренними оправданиями отстояв перед сёстрами свою невиновность и Жениха своего призвав в слёзной молитве на помощь, отнюдь не оставила служения болящей; мало того, усерднее, чем прежде, ухаживая за нею и заботясь, сильной терпения одолела злобность её.
И вот ради терпения Екатерины и во свидетельство святости её упомянутая клеветница увидела пред собой преподобную деву в преображенном облике, окружённую лучезарным сиянием, а лицо её на глазах у Андреи явственно преобразилось в подобие ангельского лика, и, ощутив в душе – как она позднее свидетельствовала – необыкновенное утешение, она по великой милости Божией осознала своё злодеяние. Тогда, слёзно попросив у Екатерины прощения, Андреа призвала всех тех, перед кем поносила её, и, назвав себя окаянной преступницей, со слезными рыданиями поведала о виденном, а припоминая прежнюю свою ложь, заявила, что Екатерина не просто чистая дева, но пребывает на великой высоте святости у Бога – и это очевидно для неё, вне всякого сомнения.
Вот так, где сатана помышлял опорочить доброе имя девы, там своими нападками невольно приумножил его; впрочем, всё сие содеял Господь посредством терпения. Ну а с той поры молва о деве продолжала распространяться, пока не достигла Апостольского престола, сиречь двух Верховных понтификов и множества кардиналов.
Перевод: Константин Чарухин
Отправить комментарий