Чарующий огонь Божьей любви

1/29/2025, No Comment

Письмо CIХ, св. Екатерины Сиенской апостольскому нунцию*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Достопочтенный отче моей души, отче мой в Иисусе Христе. Я, Екатерина, твоя слуга и дочерь, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, вверяю себя тебе и пишу тебе в драгоценной Крови Божьей, жаждая увидеть тебя истинным священником и здравым членом тела святой Церкви. О, достопочтенный и дорогой отче в Иисусе Христе, какой же счастливой будет твоя и моя душа, когда узрит нас обоих в огне Божьей любви! А любовь эта, как ты знаешь, собственной грудью кормит своих детей. Мне кажется, что это молоко нельзя пить иначе, как делают это младенцы, которые сами сосут материнскую грудь. Наша душа не может иначе ни питаться, ни иметь жизнь, как только при посредничестве Христа Распятого. Первая Истина так изрекла: «Никто не приходит к Отцу иначе, как только через Меня» (Ин 14,6). А в другой раз сказала: «Я – Путь, Истина и Жизнь, кто идет за мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ср. Ин 8,12).

О, бесценная и сладостная Любовь, какую жизнь Ты выбрала для себя? Не вижу у Тебя никаких почестей или удовольствий, ни человеческой славы, ни себялюбия, ибо истинная любовь не ищет своего, но только славы Бога и спасение творений. В жизни Своей Ты перенесла много оскорблений, обид, порицаний и грубостей, а в конце – претерпела позорную крестную смерть. Тем же самым путем пошли за Тобою святые, как члены тела крепко связанные и соединенные с этой милой Главой, коей является Иисус. Он столь добр, что кормит и дает жизнь каждому, кто с Ним соединится, так как члены тела соединены с головой. Можешь спросить, достопочтенный отче: «как я могу подражать этой милой Главе и как мне с Нею соединиться?» Ты ведь знаешь, что человек не может иначе связаться, как только узами любви. Нельзя также стать одним с огнем, если не броситься в него полностью и не возгореться его пламенем. Именно так душа может соединиться со Христом. Ох, сколь же милы и приятны эти узы, удерживающие Сына Божьего на древе святейшего креста! Человек, соединенный такими узами, бросается в огонь Божьей любви, которая воздействует на душу так, как если бы была настоящим огнем: согревает, освещает и превращает все в ясный пламень. О, благой, чарующий огонь, ты согреваешь душу и изгоняешь из нее всяческий холод пороков, грехов и себялюбия! Твой жар высушивает и зажигает дерево нашей воли. А когда уже она разгорится, начинает разбрасывать вокруг искры сладостных, полных любви желаний, начинает любить то, что Бог любит, и ненавидеть то, что Бог ненавидит. Тогда душа понимает, что она любима преогромно, ибо сам Бог перетерпел за нее страсти на древе креста, а потом огонь любви воистину освещает душу и она не ходит во тьме. Душа, освещенная этим достойным прославления огнем, с каждой минутой понимает все больше. Благодаря полученному свету и теплу понимает и видит волю Бога. Желает с этого часа идти следами Христа Распятого, ибо знает, что для нее это – единственный путь; получает удовольствие в Его позоре и издевательствах; при посредничестве тела Христа Распятого, сосет молоко Божьей сладости. О, благой свет, там, где ты светишь нет грусти, горечи, тьмы или боли! В свете исходящим от огня любви видно, что каждая вещь – кроме греха и порока – происходит от Бога и что Бог ничего не жаждет, только нашего освящения. А чтобы уделить нам благодать святости, Бог соединился с человеком, снизошел до человека, а Его смирение искоренило нашу гордыню.

Сам Бог является принципом и уставом, который мы все обязаны соблюдать. Это касается особенно познания, которое направляет свое око к Божьей любви и благости. Где найдет оно этот устав? В познании самого себя, благодаря которому человек видит самого себя как нечто, что само по себе не существует, но при этом познает, что существование было дано ему Богом из любви и милосердия, а не по какому бы то ни было принуждению или необходимости. Когда наше познание постигнет эту благость, забьет в нас живой родник благодати, из которого вытечет чистая вода глубокого смирения, не позволяющего нам ни пасть, ни возвысится в гордыни из-за занимаемой должности или добытой славе. Будем подражать только нашему Учителю. Именно так делал святой и милый Григорий**, а также другие, которые пошли его следами и несмотря на то, что занимали высокие посты, были всегда скромны; не хотели, чтобы им служили, но сами хотели служить материально и духовно, не словами, но прежде всего делами. Когда разум получает свет описанным образом, превращается в огонь и становится одно с ним. Так вот память становится одно с Христом Распятым и с этого времени не может уже ничем иным восхищаться и ни о чем ином думать, как только о своем Возлюбленном и о Его невыразимой любви к каждому отдельному человеку и ко всему роду людскому. Когда все это войдет в память человека, тотчас так преогромно любить Бога и ближнего, что из любви отдал бы за них жизнь тысячу раз. Он уже не смотрит на собственную корысть, но наслаждается любовью того, что люби Бог, ибо видит, что только Бог по-настоящему любит свое творение. Посему, мы можем сказать, что это сам Бог является тем огнем, который согревает, освещает и преображает. В огне этом согласно живут три силы человеческой души: память о Божьих благодеяниях, понимание благости Бога и воля, которая старается так направлять любовь, чтобы она не жаждала и не любила ничего кроме Бога. Тогда все людские действия направляются к Богу, ибо не может быть иначе. Человек старается делать только то, что наиболее нравится его Творцу. Он чувствует, что нет для Бога ничего милее, чем наслаждаться пищей душ, спасения которых Он алчет и жаждет. Достопочтенный отче, Бог требует этого запала и рвения особенно от тебя и тебе подобных. Это – путь Христа Распятого, который всегда уделит тебе свет благодати. Если мы выберем другой путь, то пойдем из тьмы во тьму, пока в конце концов не войдем во мрак вечной смерти.

Милый мой отче, с огромной радостью и весельем я приняла твое послание. Я благодарна тебе, что ты помнишь о столь низком и жалком творении. Я поняла все, что ты написал. Если речь идет о первом из трех заданных мне вопросов, то скажу тебе, что Христос на земле должен – а такова воля Бога – удалить две вещи, ослабляющие Невесты Христовой. Первое – это слишком большая привязанность и забота о родичах, которая папе весьма вредит. Второе – чрезмерная мягкость, вытекающая из излишнего милосердия. Ой, горе нам, горе, это – истинная причина гниения членов Церкви. А кроме того, никто их не призывает к исправлению. Христос особенно опасным считает эти три коварные пороки: блуд, скупость и надменную гордыню, распространившиеся в Невесте Христовой, то есть среди прелатов, которые заботятся только о собственном удовольствии, положении и богатстве. Видят, как адские духи хватают души их подданных, но совсем об этом не беспокоятся, ибо стали волками и торговцами Божьей благодатью. Следует применить огромную суровость, чтобы призвать их к порядку, ибо чрезмерная милость – это наибольшая жестокость, которую можно им оказать. Со справедливостью и милосердием следует требовать от них исправления. Говорю тебе откровенно, дорогой отче, я доверяю Божьей благости, что под влиянием поощрения и молитв множества слуг Божьих начнет Она удалять эту ошибку снисходительности для родичей. Я не утверждаю, что тотчас же завершится угнетение Невесты Христовой, но верю, что расцветет она так, как должна. Видимо так уж должно быть, чтобы все исправить, все должно сперва испортиться до самых оснований. Я бы хотела, отче, чтобы именно так ты понимал эту испорченность, о которой я говорю.

Второе, о чем ты спрашиваешь, это – твои грехи. Пусть Бог щедро одарит тебя своим милосердием. Ты ведь знаешь, что не жаждет Он смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и жил. Посему и я, недостойная твоя дочерь, взяла на себя и далее буду брать на себя бремя твоих грехов. Так мы и войдем оба в огонь сладостной любви вместе с нашими грехами, которые в нем сгорят. Милостивый Бог простит нам все грехи, только бы была в нас твердая надежда и сильная вера. Посему внемли, дорогой отче, приказу благой жизни. Исполненный добродетели, вбей в землю своего сердца крестную любовь, которой Бог тебя возлюбил. Выбери скорее смерть, чем оскорбление своего Творца или прикрыть очи на то, что Его оскорбляют твои подданные.

На твой третий вопрос отвечу следующим образом. Когда я говорила тебе, чтобы ты вместе со Святым Отцом трудился для святой Церкви, то я не имела в виду старания о дела преходящие (хотя и они добрые), но считала, что ты должен сделать все, что в твоих силах, чтобы выгнать из Церкви тех пастырей, которые стали волками и воплощенными бесами, которые беспокоятся только о хорошей пище, красивых дворцах и дородных конях. Ой, Боже мой, Боже, что за позор! То, что Христос добыл на древе Креста, они теперь расточают с любовницами! Посему прошу тебя, даже если бы это стоило тебе потери жизни***, скажи Святому Отцу, чтобы положил конец этим различным преступлениям. Когда же придет момент выбора пастырей и кардиналов, пусть не руководствуется лестью, деньгами или симонией. Умоляй его горячо, как только можешь, чтобы искал в них добродетель, а также благую и святую славу, а не обращал внимание на дворянское или купеческое происхождение, ибо добродетель является тем, что делает человека благородным и делает так, что он становится милым Богу. Прошу тебя, отче, и постоянно буду тебя просить – возьми на себя этот милый труд. Ибо если мы считаем другие труды благими, то этот – самый лучший.

Больше ничего уже не скажу. Прости мне, отче, мою дерзость. Вверяю тебе себя тысячи раз через Иисуса Христа. Имей в виду дело достопочтенного сеньора Антонио. Когда увидишь архиепископа****, вверь меня его памяти так горячо, как только сможешь.

Выстой в святой и благой любви Бога. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

конец 1375 г.

* Жерар де Пюи, бенедиктинец, аббат монастыря св. Петра в Леза (Бургундия), несколько раз был в Италии в качестве папского нунция. В апреле 1375 года папа доверил ему миссию примирения Сиены и Пизы. Правдоподобно, именно в Пизе он встретился со св. Екатериной. 17 мая торжественно въехал в Сиену.

** Св. Григорий Великий (540-604), папа с 590 года. Именно он ввел в традицию папский титул: Servus Servorum Dei- «Слуга слуг Божьих».

*** Екатерина, верно, полагает, что кардиналы из окружения папы, противящиеся реформе, могли бы покуситься на жизнь нунция, если бы он выступил с критикой их аморального образа жизни.

**** Правдоподобно речь идет об архиепископе Пизы.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

следующее письмо

No Comment

Отправить комментарий