Письмо CVIII, св. Екатерины Сиенской Джованне и Франческе в Сиене*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайшие и милейшие мои дочери. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу вам в драгоценной Крови Его, жаждая узреть вас всех так разожженными пламенем Божьей любви и сожженных в Его огне, что отступит от вас всяческое себялюбие, холодность сердца и мрак разума. Божья любовь постоянно действует, и никогда не мучит; выигрывает время, как ростовщик, который зарабатывает даже тогда, когда спит, ест или делает что-то другое; всегда в прибыли, и никогда не теряет. И это не заслуга самого ростовщика, а времени, которое приносит плоды. Подобна ростовщику – влюбленная, горящая огнем любви, Невеста Христова, которая постоянно зарабатывает и трудится, и никогда не стоит праздно. Когда христианин спит – любовь действует, ест, пьет и бдит, а все ее действия приносят ему пользу. О, радостная Любовь! Ты как матерь кормишь детей у своей груди молоком добродетелей. Владеешь богатствами, превышающими всяческие богатства, а посему душа, которая в Тебя облекается, не может быть убогой. Ты даешь душе свою красоту, ибо творишь с нею одно. Святой Иоанн говорит, что «Бог есть любовь: кто пребывает в любви, пребывает в Боге, а Бог пребывает в нем» (1Ин 4,16).
О, дражайшие мои дочери, радость и веселье души моей! Присмотритесь хорошо к своему величию и достоинству, полученному от Бога при посредничестве этой матери, коей является Любовь. Бог так возлюбил творение, что был принужден к тому, чтобы нас сотворить из самого себя и наделить нас своим образом и подобием только для того, чтобы мы радовались Ним, наслаждались Ним и участвовали в Его вековечной красе. Бог не сотворил нас животными, лишенными разума и памяти; дал нам память о полученных благодеяниях и разумение Его вечной, наивысшей воли, которая ничего не хочет и не ищет, только нашего освящения и нашей любви. Как только око познания узрит волю Слова, которое хочет, чтобы мы пошли за Ним на святейший крест, перенося огромные страдания, невзгоды, оскорбления и обиды ради Христа Распятого, который пребывает в нас и нас укрепляет, то воля, разогретая огнем матери-Любви, тотчас встает и бежит, чтобы любить то, что Бог любит, и ненавидеть то, что Бог ненавидит. С этого момента ищет, жаждет и желает облечься в наивысшую, вечную волю Бога. Когда человек поймет и увидит, что Бог жаждет только его блага и хочет, чтобы он пошел за Ним крестным путем, то радуется всем, что Бог нам посылает, будь то болезнь, или бедность, или несправедливость, обида, или же трудное и унизительное послушание. Человек радуется и веселится всем, зная, что Бог дает ему это для его пользы и совершенства. И ничего удивительного в том, что он ни о чем не жалеет, ибо освободился от всего, что порождает сожаление и мучение, то есть отверг от себя собственную волю, основанную на себялюбии, и облекся в волю Божью, зиждущуюся на любви.
Если вы спросите меня: «Матушка наша, как же мы облечемся?», то я отвечу вам так: «Облечься вам поможет любовь и ненависть». Любовь облекает в ризу любви, посему тот, кто ее наденет, возненавидит старое одеяние и сбрасывает его, и с любовью надевает на себя новую ризу. Дочери мои, но покрывает ли вас это одеяние? Нет. Покрывает нас любовь, с помощью которой творение сбрасывает старое одеяние, и облекается в новое. От чего рождается в нас ненависть? Только от познания нас самих, благодаря которому мы видим, что мы – ничто. Это познание убивает всяческую гордыню, и порождает истинное смирение; ведет нас к свету и щедрости Божьей, к любви и вечному спасению. Перед воплощением Слова Единородного Сына Божьего такое познание было недоступно для нас, толстокожих творений. Но когда Христос захотел стать нашим братом, принимая грубую форму нашей человеческой природы, тогда Он открыл нам то, чего мы прежде не знали. Когда же Он был вознесен, указал всему миру огонь любви, а человеческие сердца привлек к себе силой любви (ср. Ин 12,32).
Это правда, что любовь преображает человека, и тот, кто любит, становится одно со своим возлюбленным. Дорогие мои дочери, тотчас же протяните руку любви, чтобы взять и вложить в память то, что постиг разум. Таким образом исполнится жажда Бога и моя, то есть я узрю, как вы, облаченные в огненные ризы Божьей любви пылаете и сгораете в огне этой любви. Ах, питайтесь, питайтесь Кровью, ибо приходит наше время.
Не удивляйтесь, дорогие дочери, что до сих пор мы не пришли, но вскоре придем, если только это понравится Божьей благости. Я отложила свое путешествие по причине нужд Церкви и по воле Святого Отца**. Дочери и сыновья мои, прошу вас и повелеваю вам, чтобы вы неустанно молились, жертвуя молитвы и святую жажду за святую Церковь, ибо она премного гонима***.
Ничего уже больше не скажу. Выстойте в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
конец 1375 г.
* Джованна ди Капо и Франческа Толомеи, сестра Маттео Толомеи, которая вступила в Орден Покаяния вместе со своей сестрой.
** Речь идет о миссии предпринятой Екатериной (быть может по просьбе папы) в Пизе и Лукке.
*** Наверняка речь идет о войне с Флоренцией.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий